Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе — ноябре 1945 года.
Сотрудники НКВД отдела по борьбе с бандитизмоммосковского уголовного розыска (МУР) — опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в сыскном деле, немного наивный Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый день службы Шарапова в МУРе оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу с бандитом. Жеглов, Шарапов и другие товарищи наблюдают за этой встречей. Когда после встречи товарищи подходят к Векшину, выясняется, что он убит: бандит воткнул в него при прощании заточку.
Параллельно Шарапов расследует убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый — её бывший муж, солидный немолодой врач, в квартире которого нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях и понимая, что такой интеллигентный человек вряд ли мог пойти на убийство собственной жены, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.
Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит.
Во время общегородской операции оперативники в одном заведении проверяют документы. Из заведения вдруг убегает молодая дама. Шарапов устремляется в погоню. В даме Жеглов узнаёт проститутку Марию Афанасьевну Колыванову по прозвищу Манька-Облигация, у которой находят браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил вор-рецидивист Валентин Бисяев по прозвищу Копчёный. Копчёный, профессиональный катала, после того, как его задерживают в бильярдной, сообщает, что выиграл браслет в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Кирпича ловят в трамвае с поличным при попытке вытащить у женщины из сумки кошелёк, и хотя тот бросает кошелек на пол, Жеглов незаметно кладет ему эту важную улику в карман, и вследствие этого Кирпича изобличают. При допросе он сообщает, что выиграл браслет у некоего Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной Роще у Верки-модистки, перешивающей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости, проявленной Соловьёвым (одним из оперативников), Фоксу удаётся перебить засаду и уйти. Второй оперативник, Топорков, получает тяжёлое ранение. Жеглов выгоняет Соловьёва из органов за предательство.
Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. А тем временем сыщики выясняют, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова по кличке «Ручечник». Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную Волокушину после того, как Ручечник вытаскивает номерок у англичанина, а Волокушина получает по этому номерку норковую шубу жены англичанина. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория». Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают. При погоне Жеглов убивает шофёра грузовика, на котором удирает Фокс. После дактилоскопирования выясняется, что этот шофёр — тот самый бандит, который заколол заточкой Василия Векшина.
На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с сержантом Варварой Синичкиной — постовым милиционером, с которой они вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия, и они начинают встречаться.
Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане — через неё милиционеры планируют передать банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать, если его не освободят. Шарапов встречается с подставной Аней, и та назначает Володе встречу в Сокольниках. Пришедшая настоящая Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон, отрываются от слежки Жеглова и привозят Шарапова на свою «малину». Бандиты подозревают Шарапова в том, что тот милицейский «стукач» и грозятся убить. Однако, в ходе длительного вечернего разговора с бандитами во главе с их главарём — горбуном по имени Карп — Шарапову удаётся, хотя и с большим трудом, проявив незаурядное актёрское дарование и благодаря качественно составленной «легенде», убедить главаря в своей честности перед ним, и бандиты решают идти выручать Фокса. В банде случайно оказался человек по фамилии Левченко — бывший фронтовой товарищ Шарапова. Он Шарапова не выдал и даже помогает ему оправдаться перед бандитами.
На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов, который перед этим успел обнаружить на двери кладовки портрет Вари, укрывается в той самой кладовке. Никто из бандитов в темноте и возникшей панике не заметил бегства Шарапова, кроме Левченко, но он, разумеется, Шарапова не выдаёт. Левченко, зная, что будет происходить захват, предлагает уходить, но главарь банды Карп «Горбатый» возражает: «Убью его, гада (Володю), тогда уйдём». Жеглов в мегафон предлагает бандитам сдаться, предупреждая, что в противном случае имеет указание со стороны начальства живыми их не брать. Карп стреляет в дверь, за которой укрылся Шарапов — с целью наказать хотя бы его. Однако Шарапов из-за двери отвечает своим огнём (разумеется, оперативники оставили ему в кладовке пистолет). После этого бандиты, понимая, что им не вырваться, решают сдаться милиции. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвезти его к детдому. Володя решает усыновить ранее привезенного им малыша-подкидыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе. Здесь он видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги, которая заканчивается достаточно пессимистично — там Варя погибает.
В Викицитатнике есть страница по теме Место встречи изменить нельзя
После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:
— Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…[4]
Из воспоминаний Станислава Говорухина следует, что Владимир Высоцкий прочитал книгу Вайнеров «Эра милосердия» только во время съёмок фильма. До этого Высоцкий артистично врал авторам о том, как он впечатлён книгой.
Примерно за месяц до начала съёмок Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к Говорухину. На этой встрече Высоцкий отказывался от роли Жеглова: «Я не могу терять год жизни на кино! Чувствую, что мне мало осталось, хочу и должен писать…»
Но режиссёр убедил актёра, что без него фильм не получится. Высоцкий согласился.
Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким[5].
Во время съёмок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошёл» и приехал[источник не указан 1971 день].
Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны», но Говорухин отказался включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского», однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, произносит несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана милицииНКВД[6][7].
«Жегловщина и сегодня никуда не делась — если посмотришь на умильные лица милиционеров. Как они любят людей, полицмейстеры наши, как горят на работе!..»
«Нашему обществу нужны идеалы. Без них мы пропадём. Идеал — это маяк, на свет которого тянутся миллионы. И Шарапов был таким маяком. Почему эта картина не устарела? Не только потому, что там покойный Высоцкий снимался. Но и потому, что там есть Шарапов. Потому что жегловщина — это унизить невиновного и не извиниться. Власть перед нами не извиняется! Как научить власть быть вежливой? Вот Шарапов и пытается их этому научить».
Издания
Начало 1990-х VHS: 3 VHS Cassette, издатель: «Крупный план», начало 1990-х г.
1997 Video CD: 5 Video CD, издатель: «Крупный план», 1997 г.
2000 DVD: 2 DVD, звук 5.1, английские и русские субтитры, издатель «Twister», 2000 г.
2002 CD-Video: 5 MPEG-4 CD, издатель «ИДДК», серия «Наше старое кино», 2002 г.
2003 VHS: 3 VHS, издатель: «Крупный план», 2003 г.
Факты о фильме
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу скромного тихони Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров[10].
В фильме использованы материалы подлинных уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов[11]. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность)[10].
Первоначально фильм планировалось назвать также как и книгу — «Эра милосердия», но так как чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», название было изменено[10].
Авторам фильма было поставлено категорическое условие: Левченко и Варю, в отличие от романа, не убивать. Это сразу искажало весь идейный смысл. После долгих споров был предоставлен выбор: убит должен быть кто-то один. Пришлось «пожертвовать» Левченко[10].
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
Необычным стало использование разных дублей при «нарезке» фрагментов из предыдущих серий в начале каждой новой серии.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма[15].
Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена — этюд f moll, Op. 25 № 2.
В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия ВайнераНаталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).
В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанным Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»[16]
В Атас» про главных героев фильма.
Героям фильма «Место встречи изменить нельзя» посвящена песня Михаила Шелега «Чёрная кошка»: «Выследил Фокса капитан Жеглов, На допрос к Шарапову просится Груздёв».
14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову[18].
В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм, так и не смог найти себя. На самом деле он участвует в эпизоде в самом начале фильма, где Варя Синичкина ведёт его за руку.
В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина — Юнона Карева.
Сцены в картине: опознание Фокса и освобождение Груздева были сняты под режиссурой Владимира Высоцкого[19].
Если в конце второй серии приглядеться к чистой стене перед тем, как бандит Промокашка нарисует на ней "Чёрную кошку", можно увидеть на ней довольно заметные очертания той самой кошки из другого дубля.