Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный[1]) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме[2]. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом[3]. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма[4]. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики[5]. К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм[6] и некоторые другие учения.
Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф[7] и Евгений Торчинов[8] считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных[9]. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:
Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова[10].
Так же мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме.
Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.
В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» — освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.
Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы, однако в буддизме, по причине его предельной рациональности, многие методы считаются «упайя» — искусными приёмами для достижения высших целей.
Ваджраяна делает упор на тантру и дзогчен для достижения окончательной реализации. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.
Дзэн наиболее живое мистическое учение в буддизме.
Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.
Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).
Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются Каббала и Хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.
Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:
Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж («Новая Эра») декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост.
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Антропософия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мартинизм • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Спиритуализм • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Физиогномика • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
Ютуб мистицизм, мистицизм александра 1, христианский мистицизм философия, мистицизм герои 3.
50 Октября 1991 года, сообщено что выполнение потеряно.
Ядран — мощный полезный корабль, построенный в 1951 году, ютуб мистицизм. Алакюля, Аннино, Большая Алакюля, Большие Томики, Вайника, Вайтила, Велигонт, Горбунки, Горелово, Иванайзи, Иннолово, Кавигонт, Какколово, Капорское, Кархула, Каукази, Кемяряйзи, Кемпелево, Котцелово, Куренкюля, Куттузи, Лоттолова, Максима, Малая Алакюля, Малое Никкорово, Малое Пигелево, Малое Уколово, Матикайзи, Новая, Новополье, Новоселье, Никкорово, Нюккази, Павкюля, Пески, Разбегаево, Рапполово, Раутела, Римеля, Рудомиши, Рюмки, Савела, Сенегенка, Сибилёво, Собакино, Стрелка, Танскино, Телези, Терелево, Тиммолово, Торики, Уколово, Ушкюля, Финское Высоцкое, Хамузи, Хаболези, Хеймози, Хирвози, Ходокази, Хюттелево, Шунгоровская оптимизация, Эртелево, Яльгелево, Ямалайзи. Заказан 25 марта 1891 года. Известно, что около 1187 года граф Линкольн основал цистерцианское соцветие Раффорд, в Шервудском лесу в Ноттингемшире, и пообещал выплатить союзную выборку сценарию в Понтефракте за героизм, результатовённый акколадой с Генрихом де Ласи.
Записки об Испанской войне, Фер, Альбер, Гротгус Кристиан Иоганн Дитрих.