(O) (Я)
Станция Москва-Пассажирская-Киевская
Киевское направление
|
|
Московская железная дорога | |
Регион ж. д.: |
Московско-Смоленский |
---|---|
Дата открытия: | |
Количество платформ: |
11 платформ |
Количество путей: |
12 |
Тип платформ: |
боковые |
Форма платформ: |
прямая |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: | |
Выход к: |
Площадь Европы, Бережковская набережная, Большая Дорогомиловская улица, Брянская улица, Киевская улица |
Расположение: | |
Пересадка на станции: | |
Пересадка на: |
Тб: 7, 17, 34, 34к, 39; |
Расстояние до Москвы: |
0 км |
Тарифная зона: |
0 |
Код в АСУЖТ: |
198103 |
Код в «Экспресс-3»: |
2000007 |
Вокзал | |
Киевский вокзал
|
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Архитектурный стиль | неоклассицизм, ампир |
Автор проекта | И. И. Рерберг, B. К. Олтаржевский, В. Г. Шухов, С. С. Алёшин, Ф. И. Рерберг |
Строительство | 1914—1918 годы |
Основные даты: 1934 — переименование из Брянского вокзала в Киевский
|
|
Статус | памятник архитектуры, охраняется государством |
Сайт | Официальный сайт |
Киевский вокзал на Викискладе |
(O){{#coordinates:}}: нельзя иметь более одной первичной метки на странице
Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 1. Памятник архитектуры и инженерного искусства.
Первое здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка.[2] Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. И. Рерберг, И. И. Нивинский[3]. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Пассажиропоток Киевского вокзала равен более 400 человек/час.[4]
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящность величественного сооружения.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).
Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где в конце 90-х были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрих-кодом, а магнитные карты наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.
На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год.
В 2012 году производится капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков.
1 июля
2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.В непосредственной близости Киевского вокзала находятся две железнодорожные станции — Москва-Пассажирская-Киевская (код 811903) и Москва-Товарная-Киевская (код 198002). Однако грузового сообщения там нет, грузовые поезда идут до станции Москва-Сортировочная, в 4 км от Киевского вокзала.
От Киевского вокзала идут пригородные электропоезда Киевского направления МЖД:
Скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала идут на Брянск, далее на Киев, оттуда в другие крупные города Украины, Молдавии и стран Южной и Юго-Восточной Европы (Венгрии, Словакии, Сербии, Болгарии, Румынии).
С распадом СССР количество пассажирских поездов на Украину и в дальнее зарубежье через Украину резко сократилось. Большинство поездов в дальнее зарубежье перенесено на Белорусский вокзал
По состоянию на март 2013 года с Киевского вокзала отправляются следующие пассажирские поезда:
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
1 "Столичный Экспресс" | Москва — Киев | 2 "Столичный Экспресс" | Киев — Москва |
3 "Киев" | Москва — Киев | 4 "Киев" | Киев — Москва |
5 "Украина" | Москва — Киев | 6 "Украина" | Киев — Москва |
9 | Москва — Брянск | 10 | Брянск — Москва |
15 | Москва — Будапешт | 16 | Будапешт — Москва |
21 | Москва — Киев | 22 | Киев — Москва |
23 "Одесса" | Москва — Одесса | 24 "Одесса" | Одесса — Москва |
33 | Москва — Одесса | 34 | Одесса — Москва |
41 | Москва — Киев | 42 | Киев — Москва |
47 | Москва — Кишинёв | 48 | Кишинёв — Москва |
55 | Москва — Хмельницкий | 56 | Хмельницкий — Москва |
59 | Москва — София | 60 | София — Москва |
61 | Москва — Николаев | 62 | Николаев — Москва |
65 | Москва — Кишинёв | 66 | Кишинёв — Москва |
73 | Москва — Львов | 74 | Львов — Москва |
77 "Волынь" | Москва — Ковель | 78 "Волынь" | Ковель — Москва |
85 | Москва — Климов | 86 | Климов — Москва |
89 | Москва — Жмеринка | 90 | Жмеринка — Москва |
99 "Иван Паристый" | Москва — Брянск | 100 "Иван Паристый" | Брянск — Москва |
117 "Иван Кожедуб" | Москва — Сумы | 118 "Иван Кожедуб" | Сумы — Москва |
341 | Москва — Кишинёв | 342 | Кишинёв — Москва |
В здание вокзала встроен вход на три станции метро Киевская — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.
Брянский вокзал вскоре после постройки
Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала
Внешний вид дебаркадера
Мемориальная доска вокзала
Киевский вокзал. Железнодорожные пути
Основание несущей арки Киевского вокзала с заклёпками
(рус.)
(англ.)
(нем.)
Железнодорожные вокзалы Москвы |
Белорусский • Казанский • Киевский • Курский • Ленинградский • Павелецкий • Рижский • Савёловский • Ярославский • Нижегородский (бывший) • Центральный (не реализован) • Правительственный |
Остановочные пункты электропоездов на железной дороге Москва — Калуга (Киевское направление МЖД) | |
---|---|
Москва-Киевская (Киевский вокзал) • Москва-Сортировочная • Матвеевское • Очаково • Сколково • Солнечная1 • Переделкино • Мичуринец • Внуково • Лесной Городок2 • Толстопальцево • Кокошкино • Крёкшино • Победа • Апрелевка • Дачная • Алабино • Селятино • Рассудово • Ожигово • Бекасово-13 • Зосимова Пустынь • Нара • Латышская • Башкино • Ворсино • Балабаново • Обнинское • Шемякино • Малоярославец • Ерденево • 140 км • Суходрев • Родинка • Сляднево • 167 км • Тихонова Пустынь4 • Горенская5 • Калуга-26 • на Сухиничи, Фаянсовую
|
Локомотивное депо москва-пассажирская-киевская, москва-пассажирская-киевская аэроэкспресс.
Раймонд Дарт, Университет Боккони, Категория:Банковское дело в Швеции.