(O) (Я)
Станция Москва-Пассажирская-Павелецкая
Павелецкое направление
|
|
Московская железная дорога | |
ДЦС: |
ДЦС-8 Московско-Горьковский |
---|---|
Регион ж. д.: |
Московско-Курский |
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Саратовский вокзал |
Тип: |
пассажирская[2] |
Количество платформ: |
10 |
Количество путей: |
12 |
Тип платформ: |
боковые, островные |
Форма платформ: |
прямая, изогнутая |
Электрифицирована: |
1953 год |
Ток: |
постоянный, =3кВ[3] |
Архитекторы: |
А. Красовский |
Выход к: | |
Расположение: | |
Пересадка на станции: | |
Пересадка на: | |
Установленный километраж: |
0,0 |
Тарифная зона: |
0 |
Код в АСУЖТ: | |
Код в «Экспресс-3»: |
2000005[4] |
Павеле́цкий вокзал (до второй половины 1940-х годов — Саратовский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, расположенный по адресу: Павелецкая площадь, д.1. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.
Павелецкий вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов[5].
Станция Москва-Пассажирская-Павелецкая Московской железной дороги входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Павелецкого направления МЖД, как части магистралей Москва — Саратов и Москва — Донбасс. Является тупиковой (нетранзитной).
Павелецкий вокзал вскоре после постройки
Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского[6] (по другим данным, по проекту архитектора Н. А. Квашнина[7] или Ю. Ф. Дидерихса[8]) для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Первоначально вокзал назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. Лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области. Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем, Донбассом, а также некоторыми городами Кавказа; в этой связи он фактически является дублером Казанского, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда и аэроэкспрессы до аэропорта Домодедово и по Павелецкому направлению до станции Узуново.
В связи с крымскими событиями не исключен в будущем перевод поездов, следующих в Крым, с Курского вокзала на Павелецкий .
Алма-Ата, Астрахань, Балаково, Балашов, Волгоград, Воронеж, Душанбе , Камышин, Липецк, Лиски, Луганск, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Ртищево, Саратов, Ставрополь, Тамбов.
Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.
Открытие вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.
Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.
Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.
По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.
Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.
Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания.
Капитально обновлённый Павелецкий открылся 3 ноября 1987 года.
Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.
Со стороны площади здание смотрится одноэтажным. Однако на самом деле там разместилось три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.[уточнить]
По состоянию на январь 2015 года с вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
---|---|---|---|
1 "Волгоград" | Москва — Волгоград | 2 "Волгоград" | Волгоград — Москва |
5 "Лотос" | Москва — Астрахань | 6 "Лотос" | Астрахань — Москва |
7 "Казахстан" | Москва — Алма-Ата | 8 "Казахстан" | Алма-Ата — Москва |
9 "Саратов" | Москва — Саратов | 10 "Саратов" | Саратов — Москва |
15 | Москва — Волгоград | 16 | Волгоград — Москва |
17 | Москва — Саратов | 18 | Саратов — Москва |
25 "Воронеж" | Москва — Воронеж | 26 "Воронеж" | Воронеж — Москва |
29 "Липецк" | Москва — Липецк | 30 "Липецк" | Липецк — Москва |
31 "Тамбов" | Москва — Тамбов | 32 "Тамбов" | Тамбов — Москва |
47 | Москва — Балаково | 48 | Балаково — Москва |
77 | Москва — Ставрополь | 78 | Ставрополь — Москва |
83 | Москва — Лиски | 84 | Лиски — Москва |
137 | Москва — Саратов | 138 | Саратов — Москва |
343 | Москва — Балашов | 344 | Балашов — Москва |
379 | Москва — Камышин | 380 | Камышин — Москва |
Остановочные пункты электропоездов на железной дороге Москва — Узуново (Павелецкое направление МЖД) | |
---|---|
Москва-Павелецкая (Павелецкий вокзал) • Москва-Товарная-Павелецкая • ЗИЛ • Нижние Котлы • Коломенское • Чертаново • Бирюлёво-Товарная • Бирюлёво-Пассажирская • Булатниково • Расторгуево • Калинина • Ленинская • 32 км1 • Домодедово2 • Депо1 • Взлётная • Востряково • Белые Столбы • 52 км • Барыбино • Вельяминово • Привалово • Михнево3 • Шугарево • 85 км1 • Жилёво4 • Ситенка • Ступино • Акри • Белопесоцкий • Кашира-Пасс. • Тесна • Ожерелье5 • 121 км • Пурлово • 131 км6 • Топканово • 137 км • Богатищево • 146 км • Коровино • 152 км • Узуново7 • на Рязань I, на Павелец-Тульский, Троекурово
|
Железнодорожные вокзалы Москвы |
Белорусский • Казанский • Киевский • Курский • Ленинградский • Павелецкий • Рижский • Савёловский • Ярославский • Нижегородский (бывший) • Центральный (не реализован) • Правительственный |
Москва-пассажирская-павелецкая расписание, москва-пассажирская-павелецкая 5 звезд.
Файл:I'm Not There.jpg, Файл:Lithobius forficatus-u.jpg, Категория:1923 год в Германии.