Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Мост Ломоносова

Мост Ломоносова

Вид вверх по течению

59°55′43″ с. ш. 30°20′09″ в. д. / 59.928611° с. ш. 30.335833° в. д. (G) (O) (Я)

Область применения

автомобильный

Пересекает

Фонтанка

Место расположения

Улица Ломоносова (Санкт-Петербург)

Конструкция
Тип конструкции

трёхпролётный мост с каменными арочными береговыми пролетами и центральным металлическим балочным пролетом

Общая длина

57,2 м

Ширина моста

14,66 м

Эксплуатация
Открытие

1787 (каменный по типовому проекту)

Мост Ломоносова на 59°55′43″ с. ш. 30°20′09″ в. д. / 59.928611° с. ш. 30.335833° в. д. (G) (O) (Я)
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810706007объект № 7810706007

Мост Ломоно́сова1948 года; c 1798 по 1948 годЧернышёв мост; до 1798 годаЕкатерининский мост) — мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова.

Содержание

Название

Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки каменного моста был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва). 23 августа 1948 года мост был переименован в честь М. В. Ломоносова[1]. Одновременно с ним была переименована и примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где установлен памятник этому многоплановому учёному, поэту, художнику.

История

Первоначально мост был деревянным. В 17851788 гг., когда сооружались гранитные набережные Фонтанки, был построен новый каменный мост. Авторами проекта разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура), И. К. Герарда, П. К. Сухтелена, К. Ф. Модераха, архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова. Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне[2]. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

В 1826 году появился первый проект переустройства моста. Он предусматривал перекрытие среднего пролета чугунными сборными ящиками-клиньями, для чего предполагалось разобрать деревянный разводной пролет, а также надмостные башни, и расширение проезжей части устройством тротуаров на кронштейнах. Проект был утвержден 20 июля 1826 г., но не был осуществлен. Попытки перестроить Чернышев мост из-за недостаточной ширины проезжей части последовательно повторялись в 1894, 1896, 1903, 1905, 1907 гг.[3].

В 1902 году Городская Дума поручила разработать проект нового моста инженеру Г. Г. Кривошеину. В докладе Городской Управы по этому вопросу, представленном в октябре 1906 года, отмечалось, что «в целях создания сооружения вполне рационального, удовлетворяющего условиям движения экипажного и судового, а также условиям художественным по внешней форме моста, следует отказаться от мысли сохранить на мосту башни, потерявшие свое прежнее назначение», что эти башни, «не украшая моста», стесняют ширину проезда. А так как мост необходимо было расширить, то расходы на сохранение башен казались тогда совершенно неоправданными и ненужными. Был одобрен проект, разработанный Кривошеиным в содружестве с архитектором В. П. Апышковым, в котором предусматривалось полностью разобрать старый каменный мост и возвести на его месте совершенно новое сооружение со стальным пролетным строением[4]. События первой русской революции 1905—1907 гг. помешали осуществить этот замысел. Вопрос о реконструкции Чернышева моста был вновь поднят в начале 1910-х гг., но за сохранение облика моста развернулась полемика. Идею сохранить внешний вид моста поддерживали Академия художеств и Общество архитекторов.

В 19121913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. Опоры и своды были полностью переложены, причем часть прежних гранитных блоков использована вновь, а часть пришлось заменить новыми. Мост был технически обновлен, но его архитектурный облик остался прежним[4]. Вместо деревянного подкосного пролетного строения, появившегося на месте бывшего разводного пролета в XIX в, были установлены стальные балки. Сохранились и массивные железные цепи: в совокупности с гранитными башнями они напоминают о том, что некогда средний пролет моста был подъемным. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков[5]. В 19501952, 1967 и 1986 гг. силами Ленмосттреста на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами[2].

Конструкция

Ось моста проходит под некоторым углом к набережной Фонтанки. Такое положение моста обусловило асимметричное решение, при котором фасадные стороны, обращенные к воде, получились неравновеликими, а башенные надстройки потеряли свою квадратную в плане форму. Однако в натуре и с дальних расстояний это не замечается. Боковые пролеты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролет перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста аналогично перильному ограждению набережной – металлические секции, установленные между гранитными тумбами. На устоях установлен гранитный парапет. Ширина моста составляет 14,66 м, длина – 57,12 м.

Примечания

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 февраля 2006 года N 117 «О Реестре названий объектов городской среды» (с изменениями на 10 декабря 2009 года)
  2. 1 2 Б. И. Антонов. «Мосты Санкт-Петербурга». СПб, издательство "Глагол", 2002
  3. Бунин, М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с.
  4. 1 2 Пунин А. Л. «Архитектура отечественных мостов». Л., Стройиздат, 1982
  5. Лисовский В. Г. «И. А. Фомин». Л., Лениздат, 1979

Мост Ломоносова.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93