Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 (26) декабря 1869, Минск — 13 июня 1958, Москва) — выдающийся фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Содержание |
Родился в Минске в 1869 году. В 1884 году поступил учеником в фотоателье «Боретти». В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке, работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
В 1910 году переезжает в Петербург и сотрудничает с журналом «Солнце России». В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста. В январе 1918 года делает превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию. В 20-30 годы фотографирует выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников, ученых.
Отец поэтессы Лили Наппельбаум.
В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.
Несмотря на очевидную аполитичность, еще в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина. В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов Академии.
К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.
Москва 1958.
М.Наппельбаум «От ремесла к искусству».
Это заготовка статьи о фотографе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Наппельбаум, Моисей Соломонович.