Самоназвание |
Новосильские казаки |
---|---|
Численность и ареал | |
Язык | |
Религия | |
Расовый тип | |
Входит в | |
Родственные народы |
саяны, полехи, горюны, украинцы (левобережно-полесские, слобожанские и полтавские говоры) |
Происхождение |
Новосильские казаки — отдельная этнографическая группа русских, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.
Существование новосильских казаков как самостоятельной этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.
Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольше всех однодворцев казачьего звания сохраняла за собой такое наименование.
Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно. Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья, слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.
Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.
По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков, приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.
По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны, происходят от летописного славянского племени северян или севрюков — коренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в состав Речи Посполитой. В 1555 году в указе о сборе войска для похода на Крымское ханство, в числе «сиверских» (северских) городов называется также и Новосиль[9].
В пользу «северской» версии происхождения новосильских казаков говорят следующие факты:
Во-первых, это типичные «казачьи» села новосильских казаков, которые легко оборонять. Села очень большие, еще в XVIII—XIX веках бывшие длиной до десяти верст и с населением до нескольких тысяч человек, но в то же время состоящие из находящихся поодаль друг от друга отдельных слобод. Село Среднее, например, состояло из девяти слобод — Моховщины, Козлиновки, Загородов, Низов, Вышов, Щигров, Зачугуновки, Сиповки и Запрудчины. Села как правило располагались поодаль от «больших дорог» и в «укромных» местах — в дубравах или в ложбинах вдоль речек[10].
Во-вторых, это особый, отмеченный Е. Ф. Будде и В. Н. Глаголевым, и практически идентичный «саянскому» диалект.
Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора большинства населения Новосильского уезда и таким образом «говор Новосильского уезда распадается на „барский“ (потомков крепостных) и казацкий»“.
Новосильским казакам присуще:
Е. Ф. Будде считал диалект новосильских казаков «переходным» от южнорусского к малороссийскому.
В третьх, это сходство в одежде. Как Е. Ф. Будде, так и В. Н. Глаголев отмечали отсутствие у новосильских казачек обычных у «барских» крестьянок кичек и сарафанов. Вместо этого казачки носили расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы «с прошвою» и «коротейки». На головах у них были повязки, платки или «сороки», больше похожие на головной убор индейского вождя или хвост павлина.
В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения» (Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.
Также исследовавший эти края в начале XX века Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки…Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро.»
Н. В. Глаголев также указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от «барского» — «часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно». Это старый однодворческий и в то же время «полехский» (распространённый в Полесье) обычай.
Глаголев, давая общую сравнительную характеристику новосильским казакам и «барским» крестьянам, отмечал еще некоторые особенности казаков, главным образом в их характере - леность и бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия. «Барские» вообще были зажиточнее «казаков», у них почти не встречалось кликуш, очень обычных у казаков. Это же отмечал и другой местный автор, И. Нечаев в 1850 году, по которому кликуши были только у казенных крестьян. В то же время им же отмечается полное отсутствия какого-либо заискивания или подобострастия при общении казаков с дворянами или чиновниками, столь обычного у «барских».
Новосильские казаки с «барскими» роднились крайне редко, поэтому длительное время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь, по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» — стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком», предпочитая жить в слободах при Новосиле.
К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году, по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод и находились в подчинении собственного особого управления Военного министерства, что и обусловило сохранению за местными казаками такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Жители «казацких» сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались казаками. Профессор Е. Ф. Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского управления 1883 и 1886 годов, где местные крестьяне продолжали называть себя и своих соседей казаками.
В настоящее время существует «Станичное казачье общество города Новосиль», которое в 2013 году вошло в Центральное Казачье Войско.
Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.
В 1857 году, к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными крестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Казарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя, село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка, село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя Залегощь, село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище, Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижнее Скворечье с деревнями Гремячий Колодец и Долы, село Острое (Голянка) с деревнями Мокрое и Суходол, деревни Хворостянка и Рог, село Плоское (смешанное), деревня Долгая, село Покровское (Зарецкая Слобода) с деревней Тросниково, село Полянки, село Скородное, село Субочево (смеш) с сельцом Долгое, село Судбищи (смеш) с деревней Домны (смеш), деревня Ефимовка, село Ямская Слобода с сельцом Задушное, сельцо Трсна (смеш), деревни Мелынь (смеш), Высокое (смеш) и Бараново (смеш), село Петушки с деревнями Хутор, Варагушино и Песковатая. Село Лазавка (смеш), как находящееся недалеко село Залесное(смеш) входили в Ефремовский уезд, но фактически относились к то му же субрегиону.[11].
В 1895 году церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда:
В 1904 году профессор Е. Ф. Будде причислял к казачьим — Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую волости Новосильского уезда.
В 1904 году:
В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[13].
В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи (Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные крестьяне вероятнее всего были потомками сторожевых казаков, которые жили в остроге-«стороже» возле Судбищ и имели здесь земельные наделы. Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также были населены казаками.
Этнографические и субэтнические группы русских | |
---|---|
Севернорусские (север европейской части России) |
|
Южнорусские (юг европейской части России) |
|
Урал, Сибирь и Дальний Восток | |
Казачество | |
Другие группы |
Это заготовка статьи по этнологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Новосильские казаки грамота пшевь, новосильские казаки фамилии.
Категория:Учёные по наукам, Файл:Crèche grandeur nature.JPG, Захаров, Дмитрий.