Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Очерк критики политической экономии (Grundrisse)

Перейти к: навигация, поиск

Очерк критики политической экономии (Grundrisse) — работа Карла Маркса по политической экономии, философии и эстетике. Была задумана как введение к капитальному труду в шести томах, который бы рассматривал капитал, земельную собственность, наёмный труд, государство, внешнюю торговолю, мировой рынок. Написана в период с августа 1857 г. по май 1858 г. Работа посвящена предмету политической экономии — проблеме взаимосвязи и взаимодействия между производством, распределением, обменом и потреблением, обоснованию определяющей роли производства в экономической жизни общества, методу политической экономии — гносеологическому методу восхожения от простейшего к более сложному, от абстрактного к конкретному, соотношению исторического и логического методов изучения объектов в их развитии — в пользу логического метода, эстетическим принципам марксизма — изучению влияния на искусство уровня развития общества и его социальной структуры, отрицанию вульгарно-социологического истолкования этого влияния, выделение в произведениях искусства непреходящей общечеловеческой ценности. Работа расматривает вопрос о роли и взаимодействии производства, распределения, обмена и потребления.

…в процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю; наконец, в потреблении продукты становятся предметами потребления, индивидуального присвоения.[1]

Маркс специально доказывает мысль о том, что во всех случаях способ производства определяет способ распределения. Способ распределения всегда является продуктом производства и предпосылкой нового производства. Рассматривая метод политической экономии, Маркс подчёркивает роль научной абстракции и намечает гносеологический путь познания c использованием анализа и синтеза. Анализ позволяет перейти от реальных и конкретных явлений, выявляя их взаимосвязи, ко всё более глубоким и простейшим абстракциям. Синтез позволяет на основе частных определений и абстракций исследованию перейти

к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями.[2]

Метод,

правильный в научном отношении[3]

, это восхождение от простейших абстрактных (труд, разделение труда, потребности и т. д.) к более сложным конкретным понятиям (государство, международный обмен, мировой рынок).

Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного[3]

. Категории процесса познания лишь отражают действительность, существующую в обществе. Сравнивая исторический и логический методы познания, Маркс, рассматривая взаимосвязь этих меиодов, подчёркивает преимущества логического метода

Таким образом, было бы недопустимым и ошибочным брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствует последовательности исторического развития[4]

. Маркс подчёркивает, что содержание художественных произведений, преобладание того или иного жанра в литературе и искусстве определяются уровнем развития общества и его социальной структурой и являются главной причиной неповторимости искусства различных исторических эпох.

Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого {искусства}, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа?[5]

Маркс отмечает несовпадение периодов бурного расцвета искусства и периодов общего развития общества и его материального производства. Значение произведений искусства продолжает существовать и после исчезновения исторически обоусловивших их возникновение общественных форм сознания. В качестве примера Маркс отмечает искусство и эпос древних греков, которые

продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом.[5]

. Причина этого заключается в том, что греческое искусство отразило присущее человечеству тех времен стремление к

безыскусственной правде[5]

,остающееся привлекательным на все времена.

Примечания

Литература

  • Маркс К. Ввведение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов) // Собр. соч., изд. 2, т. 12. — М.: Политиздат, 1958. — 879 с.

Очерк критики политической экономии (Grundrisse).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93