Пандан (фр. pendant) — предмет, парный с другим. Таким образом, панданами называются: две картины равные по величине, похожие одна на другую и назначенные висеть на стене симметрично; две статуи, соответствующая одна другой размером, позой и выражением изображенных фигур; две вазы одинаковой формы и схожей орнаментации, помещенные с той и другой стороны средней вещи в каминной гарнитуре; два одинаковых подсвечника, стоящих на письменном столе по бокам чернильницы, и т. п. Некоторые писатели по части изящных искусств, как например Д. Ровинский, пробовали ввести в употребление, вместо этого чужестранного термина, чисто русское слово «дружка».
Парные портреты в России[1] входят в моду с середины XVIII века, хотя в Западной Европе они появляются намного раньше. Обычно они изображают семейную чету, и хотя могут быть сделаны до свадьбы, обычно запечатлевают молодоженов, либо же супругов в середине жизни; портреты в старости встречаются реже. Обычно они пишутся одним и тем же художником, но иногда второе из полотен может оказаться дописанным позже в пару уже имеющемуся. Парные портреты одинаковы по размеру, месту, которое фигура занимает на холсте, согласованы по цвету, рисунку, фону и другим особенностям. Модели обычно обращены лицом друг к другу, и, будучи повешены в дворянском гнезде рядом, структурировали интерьер.
Карл Людвиг Христинек. «Портрет Самуила Грейга»
Карл Людвиг Христинек. «Портрет Сары Грейг, его супруги»
Пандан.