Лобсанг Чокьи Гьялцен བློ་བཟང་ཆོས་ཀྱི་རྒྱལ་མཚན་ |
||
|
||
---|---|---|
Избрание: | 1603 год (признание тулку) | |
Община: | тибетский буддизм (гелуг) | |
Предшественник: | Панчен-лама III | |
Преемник: | Панчен-лама V | |
Рождение: | 1570 год Тибет |
|
Смерть: | 1662 год Тибет |
Панчен-ламы |
---|
1. Кедруб Дже (1385—1438) |
2. Сонам Чокланг (1438—1505) |
3. Лобсанг Дондуп (1505—1568) |
4. Чокьи Гьялцен (1570—1662) |
5. Лобсанг Еше (1663—1737) |
6. Палден Еше (1738—1780) |
7. Тенпай Ньима (1782—1853) |
8. Тенпай Вангчуг (1855—1882) |
9. Чокьи Ньима (1883—1937) |
10. Чокьи Гьялцен (1938—1989) |
11. Чокьи Ньима (ТПИ; род. 1989) |
Гьялцен Норбу (КНР; род. 1990) |
Лобсанг Чокьи Гьялцен (сокр. Лобсанг Чогьял или Лобсанг Чойгьен; тиб. བློ་བཟང་ཆོས་ཀྱི་རྒྱལ་མཚན་; Blo-bzang Chos-kyi Rgyal-mtshan; 1570 — 1662) — Панчен-лама IV, первый из прижизненных носителей этого титула.
Чокьи Гьялцен был нетитулованным, однако знающим ламой монастыря Ташилунпо. Когда в 1603 году в лхасский монастырь Дрепунг из Халхи был доставлен на обучение Далай-лама IV, Чокьи Гьялцен стал его основным наставником. В знак благодарности Далай-лама дал ему титул «Панчен Ринпоче», то есть «Драгоценный великий пандита».[1] После скоропостижной смерти Далай-ламы IV Чокьи Гьялцен стал наставником следующего, пятого Далай-ламы, а в начале 1650-х годов и другого именитого тулку — перерождения Таранатхи, монгола Дзанабадзара. За время жизни Чокьи Гьялцен оставил более трёхсот работ.
После смерти Панчен-ламы в 1662 году в девяностотрёхлетнем возрасте Далай-лама составил особую молитву, призывавшую его вновь воплотиться, и приказал читать её в монастырях, а монахи Ташилунпо начали поиски его перерождения. Отыскав в Тобгьеле (Цанг) подходящего мальчика, они обратились к Далай-ламе за его утверждением.[2] Далай-лама V подтвердил их выбор, объявив Панчен-лам воплощениями будды Амитабхи и назначив Ташилунпо в качестве их постоянной резиденции.[3][4] С этого времени титул «великого пандиты» закрепился исключительно за этой линией тулку,[5] а титул Панчен-ламы был посмертно присвоен троим другим наставникам, начиная с Кедруба Дже.
Панчен-лама IV.