Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Параскева Грязниха

Перейти к: навигация, поиск
Параскева Грязниха
Прядущие Богородица и девушка

на иконе «Благовещение». Суздаль, XVI век

Тип народно-православный
иначе Параскева Пятница, Трепальница, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы
также Параскева (христ.)
Значение начинали мять и трепать лён или коноплю для пряжи
Отмечается православными славянами
Дата 14 (27) октября
Традиции рассказывают поверья о Параскеве Пятнице, женщины старались не работать
Связан с с почитанием культа Параскевы Пятницы

Параске́ва Грязни́ха — славянский народный праздник, отмечаемый 14 (27) октября. В этот день русские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой»[1].

Другие названия

рус. Параскева Пятница, Трепальница, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы; укр. День Параскеви-П'ятниці, свято Параски, Параски; белор. Параскі, Параскева Пяценка, Параскімка, Параскоўя; полес. Параска, Параскева, Параскевия, Параски, Параскимка, Параскимья, Парасковея, Парашки, Перши Пятенки, Пятенки, Тарновка, Терновка; болг. Петковден.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68); преподобную Параскеву-Петку (XI); священномученика Михаила пресвитера (1921); священномученика Петра пресвитера (1937); преподобномученика Максимилиана (1938); священномученика Сильвана, пресвитера Газского (IV); преподобного Николу Святошу (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца (1143); Яхромскую икону Божией Матери (XV).

Перед Яхромской иконой Божией Матери «Шахматица» молятся при различных тяжёлых обстоятельствах и болезнях[2].

Обряды восточных славян

По одной из версий, на Параскеву Пятницу и её культ были перенесены некоторые черты главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши. Также соотносится с Богородицей[3]. Поэтому и обряды дня соответствующие.

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи»[4].

Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны[5].

У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щелок для стирки белья»[6][7].

Женщины в этот день надевали свои лучшие платья и выходили на улицу, показывая своё мастерство рукодельницы. А вечером обычно пекли пироги: с капустой, рыбой, ягодами или мёдом[8].

В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница – такая икона тёмная. Тмяная, грусная –сидить жэншчына да праде куделю»[9].

Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, также, как и Богородице на Покров, девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.)[4]. А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд[10].

Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила[11]:

Шум-шумок, ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости — стучи,
Коль на горе — молчи!
Приходи вчера!

Поверье

Среди крестьян повсеместно рассказывалось поверье, будто молодая женщина Пятница ходит по земле и примечает, кто как живёт, соблюдает ли обычаи и пятничные запреты. Одних она наказывает, других милует и даже награждает.

«Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошёл от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль. Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери её за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила.

Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдём. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику ещё больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй — на втором месте, а то в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»[4].

Поговорки и приметы

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». На грязнуху не бывает сухо. На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь. На Пярасковию-льняницу начинают мять и трепать лён. Мни и толки льны с грязнихи. Мни лён доле и волокно будет доле[4].

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  2. Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 631—633. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  4. Рожнова П. Обереги Полины // Наука и религия. — М., 1992. — № 1. — С. 32–35, 39. — 0130-7045.
  5. Сахараў С. П. Народная творчасць латгальскіх і ілукстэнскіх беларусаў. — Рыга, 1940.  (белор.)
  6. Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день / Сост. О. В. Стёпкина. — М.: РИПОЛ классик, 2009. — 768 с. — ISBN 978-5-386-00212-1
  7. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X

Ссылки

  • 27 октября в православном календаре (pravoslavie.ru)

Параскева Грязниха.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93