Параскева Грязниха | |
---|---|
Прядущие Богородица и девушка на иконе «Благовещение». Суздаль, XVI век |
|
Тип | народно-православный |
иначе | Параскева Пятница, Трепальница, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы |
также | Параскева (христ.) |
Значение | начинали мять и трепать лён или коноплю для пряжи |
Отмечается | православными славянами |
Дата | 14 (27) октября |
Традиции | рассказывают поверья о Параскеве Пятнице, женщины старались не работать |
Связан с | с почитанием культа Параскевы Пятницы |
Параске́ва Грязни́ха — славянский народный праздник, отмечаемый 14 (27) октября. В этот день русские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой»[1].
рус. Параскева Пятница, Трепальница, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы; укр. День Параскеви-П'ятниці, свято Параски, Параски; белор. Параскі, Параскева Пяценка, Параскімка, Параскоўя; полес. Параска, Параскева, Параскевия, Параски, Параскимка, Параскимья, Парасковея, Парашки, Перши Пятенки, Пятенки, Тарновка, Терновка; болг. Петковден.
В этот день Русская православная церковь почитает: мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68); преподобную Параскеву-Петку (XI); священномученика Михаила пресвитера (1921); священномученика Петра пресвитера (1937); преподобномученика Максимилиана (1938); священномученика Сильвана, пресвитера Газского (IV); преподобного Николу Святошу (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца (1143); Яхромскую икону Божией Матери (XV).
Перед Яхромской иконой Божией Матери «Шахматица» молятся при различных тяжёлых обстоятельствах и болезнях[2].
По одной из версий, на Параскеву Пятницу и её культ были перенесены некоторые черты главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши. Также соотносится с Богородицей[3]. Поэтому и обряды дня соответствующие.
Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи»[4].
Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны[5].
У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щелок для стирки белья»[6][7].
Женщины в этот день надевали свои лучшие платья и выходили на улицу, показывая своё мастерство рукодельницы. А вечером обычно пекли пироги: с капустой, рыбой, ягодами или мёдом[8].
В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница такая икона тёмная. Тмяная, грусная сидить жэншчына да праде куделю»[9].
Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, также, как и Богородице на Покров, девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.)[4]. А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд[10].
Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила[11]:
Шум-шумок, ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости — стучи,
Коль на горе — молчи!
Приходи вчера!
Среди крестьян повсеместно рассказывалось поверье, будто молодая женщина Пятница ходит по земле и примечает, кто как живёт, соблюдает ли обычаи и пятничные запреты. Одних она наказывает, других милует и даже награждает.
«Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошёл от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделить с нею хлеб-соль. Поели они. «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери её за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день второй сотни лет, она опять пришла. «Еще прибавь сотню!» Прибавила.
Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдём. И вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику ещё больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне лет своих, то жил бы в первом месте, на второй — на втором месте, а то в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»[4].
Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». На грязнуху не бывает сухо. На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь. На Пярасковию-льняницу начинают мять и трепать лён. Мни и толки льны с грязнихи. Мни лён доле и волокно будет доле[4].
Народные праздники славян | |
---|---|
Коляда • Святки • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Крещенский вечер • Громницы (Сретенье) • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Зелёные Святки (Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний |
Параскева Грязниха.