Линейность (англ. linearity) — термин в компьютерных играх, описывающий последовательность событий и действий, требуемых для завершения игры или уровня. Более линейная компьютерная игра заставляет игрока (геймера) пройти жестко определённую разработчиком последовательность событий и выполнить конкретные задания в конкретной последовательности. Менее линейная игра предоставляет игроку бо́льшую свободу выбора. Например, нелинейная игра (англ. nonlinear game) может предоставить игроку пройти уровень разными способами, выбрать любой из нескольких доступных путей к победе, или предложить игроку дополнительные побочные квесты (англ. quests), задания или сюжетные повороты. Игры, как правило, показывают как линейные, так и нелинейные элементы.
Наиболее нелинейные игры иногда описывают как «неограниченные временем» (англ. open-ended), или как «песочница» (англ. sandbox).[1][2][3][4] Нелинейные игры иногда описывают как такие, которые обеспечивают «непредсказуемый геймплей» (англ. emergent gameplay).[4]
Содержание |
Более линейные игры содержат установленный сюжет и единственную заранее определенную последовательность событий. Большинство игр содержит линейную сюжетную линию (англ. storyline).
В настоящих, полностью нелинейных играх, часто история отсутствует вообще.[5] В этих играх сюжетная линия будет полностью «написана» действиями игрока.[5] В нелинейной игре игрок может применить несколько решений к специфичной задаче или сделать выбор между различными решениями.
Игровой уровень (локация) или мир также могут быть линейными или нелинейными. В играх с линейными уровнями есть только один маршрут, которым игрок должен следовать через уровни. В играх с нелинейными уровнями игрок может выбирать один из множества маршрутов для окончания уровня, а также посещать ранее пройдённые уровни.
Как и другие игровые элементы, линейный дизайн уровней не является абсолютным. В то время как нелинейные уровни могут предложить игроку свободу в исследовании уровня или передвижения на предыдущие локации, всё ещё может присутствовать заранее установленная последовательность событий и заданий, которые игрок должен пройти и решить для завершения уровня. Даже если игрок должен следовать установленным событиям и заданиям, ему можно дать возможность самому выбирать порядок решения этих заданий.
Более линейные игры требуют, чтобы игрок закончил каждый отдельный уровень в установленной последовательности. Способность выбирать между уровнями, повторять их или пропускать делает игру менее линейной. Когда уровень является достаточно большим и не ограниченным во времени, он может быть описан как «песочница».[6][7]
В играх с режимом песочницы (англ. sandbox mode) игрок может отключать или игнорировать игровые цели и задания (англ. game objectives).[8] Этот термин используется для описания режима или опции тех игр, уровни которых являются неограниченными во времени, но в то же время имеют цель; термин «игра-песочница» неприменим для тех игр, которые являются неограниченными во времени и не имеют целей (в качестве примера можно привести игры Minecraft, Sim City[8] и The Sims).
Режим песочницы заметно виден на примере серии игр Grand Theft Auto.[8] Эти и другие игры с виртуальной окружающей средой, которую может исследовать игрок, иногда известны как игры с открытым миром (англ. open world games).[9] К играм-песочницам, где игрок может игнорировать игровые цели и исследовать виртуальный мир, относятся Freelancer[10] и Crackdown.[9]
Песочница (жанр).