Последняя Тарантелла | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр |
Александр Белинский |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Ольга Ченчикова, Махар Вазиев, Анна Плисецкая, Гали Абайдулов |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
36 мин. |
Страна | |
Год | |
Последняя Тарантелла [1] — фильм-балет 1992 года, поставленный по мотивам «Сказок об Италии»[2] (1913) Максима Горького, в основе сценария фильма рассказ «Нунча».
Содержание |
В фильме «Последняя тарантелла» Белинский обратился к теме «Сказок об Италии» Максима Горького. Первоначально режиссёр планировал прибавить к балетной лексике слова.[3] Так, в предисловии к сценарию Белинский сказал:
«Впервые в своих балетных фильмах я прибегаю к слову. И отнюдь не потому, что сюжет „Нунчи“ не может быть понятен с помощью одной хореографии. И в „Галатее“ и в „Анюте“ и в „Чаплиниане“ это было сделать сложнее. В „Тарантелле“ должны быть кадры, свободные от музыки, так, кстати сказал Боб Фосс»
В результате, диалогов в фильме не было, а закадровый текст читал Олег Басилашвили.
В рассказе Горького дословно написано так: «Нунча была слишком веселой и сердечной женщиной для того, чтоб спокойно жить с мужем; муж её долго не понимал этого — кричал, божился, размахивал руками, показывал людям нож и однажды пустил его в дело, проколов кому-то бок, но полиция не любит таких шуток, и Стефано, посидев немного в тюрьме, уехал в Аргентину; перемена воздуха очень помогает сердитым людям».
В балете «Последняя Тарантелла» муж Нунчи погибает на площади во время драки, и она остаётся вдовой.
Первоначально персонаж Артур Лано, рыбак был в сценарии, но когда режиссёр отказался от диалогов, в балетном действии он оказался не нужным.
В предыдущих фильмах Белинского хореографические номера ставил Дмитрий Брянцев, а главную роль играла Екатерина Максимова. Балерина не смогла участвовать в съемках и посоветовала на роль Нины, только что окончившую Вагановское училище, Анну Плисецкую.
Квартал святого Якова справедливо гордится своим фонтаном, у которого танцевала Нунча, торговка овощами, всеми признанная первая красавица и самый веселый человек в мире. Муж Нунчи, Стефано, из ревности устроил драку на площади и погиб от ножа соперника. Нунча в двадцать три года осталась вдовою с пятилетней дочерью на руках. У Нунчи было много поклонников, однажды она уезжала в Сицилию с одним форестьером из Англии, как про него говорили: «лицо — разбойника, глаза святого». Вернувшись, снова стала жить среди своих, как всегда веселая, доступная всем радостям. Лет десять сияла Нунча звездою, но повзрослевшая дочь Нина стала затмевать её красоту. Приехавший из Австралии дровосек Энрико Борбоне, стал ухаживать и за Нунчей и за Ниной. Соперничество матери и дочери переросло в танцевальный марафон, в котором победила Нунча. Нина, разбитая, обиженная неудачей, упала на ступени паперти. И, не давая себе отдохнуть, Нунча снова пожелала танцевать тарантеллу. В этой пламенной пляске вспыхнула Нунча и внезапно умерла от разрыва сердца.
В фильме снимались артисты Мариинского театра.[4]
Актёр | Персонаж |
---|---|
Ольга Ченчикова[1] | Нунча, торговка овощами |
Анна Плисецкая | Нина, дочь Нунчи |
Махар Вазиев | Энрико Борбоне, дровосек |
Маша Вазиева | Нина в детстве |
Гали Абайдулов | форестьер из Англии, поклонник Нунчи [5] |
Николай Ковмир | Стефано, муж Нунчи |
Картина | План |
---|---|
Сцена | Действие. Персонажи |
Сцена «у Фонтана» | План — панорама |
Титры | «Рынок» № 2 |
Сцена 1 | «Площадь» Танец Нунчи |
Сцена 2 | Танец Нины. Быстрый |
Сцена 3 | Вторая песня и выход Энрике |
Сцена 4 | Сцена"Площадь" Трио (2-я Тарантелла) Быстрая и медленная |
Сцена 5 | «Берег моря». Адажио |
Сцена 6 | Ссора |
Сцена 7 | «Берег моря». Монолог Нунчи |
Сцена 8 | «Площадь». Спор. Третья Тарантелла. «Площадь». Танец жизни и смерти |
Сцена 9 | Смерть Нунчи |
Сцена 10 | «Паперть». Реквием |
Сцена 11 | «Площадь». Тень |
Сцена 12 | «Площадь». Тарантелла-песня |
Гали Абайдулов, сыгравший в фильме эпизодическую роль богатого поклонника Нунчи, всегда участвовал в фильмах Белинского, в фильме «Старое танго» 1979 — (Воришка) и фильме «Анюта» 1982 — (Модест Алексеич). Он так же сыграл роль кота Сира Людовика в фильме Мэри Поппинс, до свидания! 1983, а в последующий период до 2007 года сыграл более чем в 40 фильмах.
Роль Нины в детстве сыграла трёхлетняя дочь Ольги Ченчиковой и Махара Вазиева, Маша.
Прима — балерина Мариинского театра Ольга Ченчикова впоследствии стала педагогом труппы. А Махар Вазиев — Художественным Руководителем Мариинского театра, а затем Театра Ла Скала.
Существует музыка, написанная Д. А. Толстым к балету «Нунча» 1964 года Ленинградского хореографического училища. Спектакль был экранизирован в студии Ленинградского телевидения режиссёром Т. А. Стеркиным, как хореографическая теленовелла.
Фильмы Александра Белинского | |
---|---|
1960-е | 12 стульев (1966) |
1970-е | Лев Гурыч Синичкин (1974) • Трактирщица (1975) • Театральные истории (1976) • Галатея (1977) • Ограбление в полночь (1978) • Незнакомка (1979) • Старое танго (1979) • Цезарь и Клеопатра (1979) |
1980-е | Жиголо и Жиголетта (1980) • Анюта (1982) • Идеалистка (Два голоса) (1982) • Перикола (1984) • Дом у дороги (1984) • Голубые города (1985) • Марица (1985) • Фуэте (1986) • Чаплиниана (1987) • Женитьба Бальзаминова (1989) |
1990-е | Последняя тарантелла (1992) • Классная дама (1995) |
Фильмы-балеты | |
---|---|
Фильм-балет |
Анна Каренина • Анюта • Барышня и хулиган • Галатея • Жиголо и Жиголетта • Последняя тарантелла • Принц и Нищий • Старое танго |
Телебалет | |
Экранизация балета | |
Документальный фильм | |
Художественный фильм о балете |
Последняя тарантелла (фильм).