Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Происхождение честных древ животворящего креста господня что означает, происхождение честных древ животворящего креста господня служба, происхождение честных древ животворящего креста господня екатеринбург, происхождение честных древ животворящего креста господня литургия

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста
Тип религиозный
иначе Медовый (Первый) Спас
Установлен в IX веке в Константинополе как местный, в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквах
Отмечается в Православной церкви
Дата 1 (14) августа
Связан с началом Успенского поста

Происхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού), также Медовый (Первый) Спас — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Содержание

История установления праздника

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIII веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает о истории установления праздника следующее:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста.[1]

«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова):

А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям.

В церковном календаре

1 августа в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году[2][3]. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами. Поэтому праздник мог быть установлен и им.

Богослужение

Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX век)

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Крестопоклонной Недели (3‑я Неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебой практике РПЦ накануне (то есть 31 июля) вечером совершается вечерня и утреня (малая вечерня, которая должна служиться, согласно Уставу, до вечерни, в современной приходской практике (и в большинстве монастырей) не отправляется). Пред вечерней, в таком случае, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной Недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вчерни.

На утрене Евангелие читается в алтаре, по Евангелии поётся «Воскресение Христово видевше» — вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем по чтении Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия, при пении Трисвятого, настоятель совершает каждение престола (трижды) и при пении «Святый Боже» в третий раз (погребальным распевом) износит Крест на голове с возду́хом, в преднесении 2‑х светильников, северными дверьми (иконостаса); остановившись на амвоне, возглашает «Премудрость прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Крест на аналой. Совершается троекратное поклонение (земные поклоны) Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»; поются особые стихиры, во время которых предстоятель совершает помазание народа елеем.

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда.

По традиции принятый для праздника цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).

См. также

Примечания

  1. Православие и современность, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
  2. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»).
  3. Сказание о иконе Богоматери Владимирской.

Ссылки

  • Протоиерей Александр Кравченко, Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев

Происхождение честных древ животворящего креста господня что означает, происхождение честных древ животворящего креста господня служба, происхождение честных древ животворящего креста господня екатеринбург, происхождение честных древ животворящего креста господня литургия.

Джон Ньюкомб, История Твери, Лужский оборонительный рубеж, Пегов, Григорий Иванович.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93