Радиовысотоме́р (радиоальтиметр — устаревшее, производное из иных европейских языков) — бортовое или наземное устройство для определения истинной высоты полёта летательного аппарата (самолёта, вертолёта, спутника и т. д.) над поверхностью Земли радиотехническими методами. Является дополнением и альтернативой барометрическому высотомеру, предназначенному для измерения относительной или абсолютной высоты полёта. Фактически, радиовысотомер является частным случаем радиодальномера или специализированной РЛС, однако, в связи с удобством классификации по назначению, его выделяют в отдельный класс устройств.
Содержание |
Радиовысотомеры бывают разными по исполнению:
По типу используемого радиоизлучения и методу его обработки бортовые радиовысотомеры делятся на две группы:
Принцип действия радиовысотомера основан на определении времени прохождения радиосигнала от передающей антенны до отражающей поверхности и обратно, к приемной антенне (основной принцип радиолокации). Высота и время задержки сигнала связаны формулой:
где h — высота; t — время задержки; c — скорость распространения радиоволн (равна скорости света).
Метод определения задержки сигнала зависит от его типа:
РЛС определяет расстояние до самолёта, скорость и направление его движения. Устройство управления высотомером вычисляет угловую скорость самолёта относительно станции и начинает вращать антенну высотомера с соответствующей скоростью. Одновременно антенна ходит вверх-вниз, сканируя пространство узконаправленным лучом. Таким образом вычисляется угол места самолёта. Простейшими преобразованиями можно определить высоту над землёй.
Трёхкоординатные РЛС с той же целью используют большое количество лучей, излучаемых несколькими передающими антеннами. Такой метод нахождения высоты менее точный, но после первичной обработки вместе с координатами самолёта выдаётся и его высота.
Первый в мире радиовысотомер был разработан фирмой Bell Laboratories (США) и продемонстрирован в Нью-Йорке 9 октября 1938 года.
В СССР первые серийно выпускаемые радиовысотомеры (РВ-2, РВ-10 и РВ-17) были разработаны в 1947—1954 годах. С 1962 по 1965 годы в ЦКБ-17 Министерства авиационной промышленности разрабатывается радиовысотомер больших высот, который 3 февраля 1966 года впервые в истории космонавтики обеспечил мягкую посадку на поверхность Луны космического аппарата «Луна-9».
Модель радиовысотомера | Тип модуляции | Рабочая частота, МГц | Максимальная высота измерения, м |
---|---|---|---|
РВ-2 | ЧМ | 444 | 1200 |
РВ-У | ЧМ | 444 | н/д |
РВ-УМ | ЧМ | 444 | 600 |
РВ-3 | ЧМ | 2000 | 300 |
РВ-3М | ЧМ | 2000 | 600 |
РВ-4 | ЧМ | 4300 | 1500 |
РВ-5 | ЧМ | 4300 | 750 |
РВ-10 | ИМ | н/д | 12000 |
РВ-15 | ИМ | н/д | н/д |
РВ-17 | ИМ | 440 | 17000 |
РВ-18 (А-031) | ИМ | н/д | н/д |
РВ-21 (А-035) | ИМ | н/д | н/д |
РВ-25 | ИМ | н/д | н/д |
А-034 | ЧМ | 4300 | н/д |
А-035 | н/д | н/д | н/д |
А-036 | н/д | н/д | н/д |
А-037 | ЧМ | 4200…4400 | 750 |
А-040 | ЧМ | 4300 | 1000 |
А-041 (РВ-85) | н/д | н/д | н/д |
А-052 | ЧМ | 4300 | 1500 |
А-053 | ЧМ | 4300 | 1500 |
А-063 | ИМ | н/д | н/д |
А-069А (для противокорабельных ракет) |
н/д | н/д | н/д |
А-075 | ИМ | 4300 | 25000 |
А-076 | ИМ | 4300 | 20000 |
А-077 | ИМ | н/д | н/д |
А-078 | ИМ | 4300 | 10000 |
Радиовысотомер.