|
|
художники студии военных художников имени М. Б. Грекова | |
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, 1961—1982 | |
холст, масло. 1600×12000 см | |
Музей-панорама Сталинградская битва, Волгоград |
Внешние изображения | |
---|---|
Панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" (Круговая панорама полотна (360°), информационные точки) |
|
Круговая панорама полотна "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" |
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — часть музейного комплекса «Сталинградская битва».
Содержание |
Идея создания художественного полотна, иллюстрирующего подвиги защитников Сталинграда была выдвинута в открытом письме генерал-майора Г. И. Анисимова к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину от 12 декабря 1943 г. И уже в 1944 году на конкурсе эскизных проектов восстановления Сталинграда окончательно сформировалась идея о создании панорамы о Сталинградской битве[1].
Тогда же, в 1944 году группой художников под руководством H. Котова, В. Яковлева, и В. Беляева была создана разборно-передвижная панорама «Героическая оборона Сталинграда». На холсте были отображены события 15—20 сентября 1942 г., когда на несколько дней Мамаев курган был отбит у немецко-фашистских войск.
Во многом из-за того, что события, изображённые на холсте, не являлись показательными для того периода Сталинградской битвы, уже в 1948 году началась работа над новой панорамой. Группу художников-«грековцев» возглавлял А. Горпенко. Работа над новым полотном, на этот раз изображавшем январские бои 1943 года, была окончена в 1950 году. После показа панорамы в Москве в 1950 году она была отправлена в Сталинград, где её демонстрировали в кинотеатре «Победа» до 1952 года[1].
Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинграде было принято Советом Министров РСФСР в декабре 1958 г. Согласно нему, панорама должна была располагаться на Мамаевом кургане, была уже отстроена коробка здания (позже там был размещён зал воинской славы)[2]. Однако, спустя 6 лет, в 1964 году, панорама «Битва на Волге» была выведена из состава памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.
Панораму было решено включить в состав нового музея «Сталинградская битва», который должен был разместиться на месте трамвайного кольца рядом с Домом Павлова и руинами мельницы, то есть рядом с двумя зданиями — очевидцами Сталинградской битвы. 2 февраля 1968 г., в день 25-летия окончания Сталинградской битвы, была заложена памятная плита в основание будущего музейного комплекса.
Проект здания был выполнен сотрудниками института «Волгоградгражданпроект». Ротонда имеет форму гиперболоида вращения, выполнена из предварительно напряжённого бетона и облицована белым известняком.
Новое полотно панорамы было создано художниками Студии имени М. Б. Грекова. Консультировала грековцев группа военных — Маршалы Советского Союза В. И. Чуйков, А. И. Ерёменко, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов. В 1961 году художники подготовили эскиз панорамы размером в 1/3 натуральной величины. Перенос изображения с предварительного рисунка на панорамный холст и работы по созданию предметного плана длились с лета 1980 до весны 1982 года. Панорама площадью в 2000 кв. м стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остаётся единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.
8 июля 1982 г. панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» была открыта для свободного посещения.
В 2005 году к 60-летию Победы специалистами Всесоюзного реставрационного центра имени Грабаря полотно панорамы было отреставрировано. Реставрационные работы продолжались в течение двух лет[3].
Панорама «Сталинградская битва» — это полотно размером 16 х 120 м, площадью около 2000 м² и 1000 м² предметного плана. Это самое крупное живописное полотно в России. Сюжет — заключительный этап Сталинградской битвы, операция «Кольцо». На холсте показано соединение 26 января 1943 года 21-й и 62-й армий Донского фронта на западном склоне Мамаева Кургана, что привело к рассечению окружённой немецкой группировки на две части.
На общем фоне военных действий 26 января 1943 года художники поместили знакомые силуэты города, ставшие символами Сталинградской битвы: Дом Павлова, мельница, площадь 9-го Января, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, элеватор, заводы города.
Не забыты и герои той битвы (слева направо): связист Матвей Путилов, зажавший в зубах концы оборванного провода; командир пулемётного взвода Ханпаша Нурадилов, будучи тяжело раненым не оставил свой пулемёт и уничтожил 250 фашистов и 2 пулемёта врага, погиб в этом бою; младший сержант Николай Сердюков, закрывший амбразуру вражеского ДЗОТа; матрос-пехотинец Михаил Паникаха, охваченный пламенем от разбитой пулей бутылки с горючей жидкостью и второй бутылкой поджёгший немецкий танк; медсестра Анна Бессчастнова, вынесшая с поля боя сотни раненых; лётчик Виктор Рогальский, совершивший воздушно-наземный таран; капитан [Михаил Нечаев, совершивший танковый таран; санинструктор Гуля Королёва, которая вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а после убийства командира подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими гранатами уничтожила 15 солдат и офицеров противника, после чего была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление; танкист Сергей Маркин, весь экипаж которого погиб в жестоком бою, а он сам был смертельно ранен, выбрался из горящей машины и написал на броне танка своей кровью: «Я умираю. Моя Родина, партия победят!»; снайпер Василий Зайцев, уничтожевший за Сталинградскую битву 225 солдат и офицеров врага, включая 11 снайперов; командующий 62-й армией Василий Иванович Чуйков. Подвиги этих людей, совершённые в период с августа 1942 года по февраль 1943, нашли своё отражение на холсте панорамы.
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом (панорама).