Проект расширения территории Москвы 2011 года (так называемая Новая Москва[1][2][3]) — самый масштабный и амбициозный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,4 раза[комм. 1] за счёт территории Московской области. Основные цели проекта — демонтировать традиционную моноцентрическую структуру Московской агломерации, а также упорядочить градостроительное зонирование, придав только что присоединённым территориям отчётливо выраженную административно-правительственную специализацию[4][5].
В СМИ данный проект, официально презентованный 11 июля 2011 года[6], получил название «Новая Москва»[2][7]. Он вызвал различные реакции как среди населения в целом, так и среди представителей администрации. По данным социальных опросов в июле 2011 года, 41 % опрошенных москвичей высказалось за расширение, 41 % — против, а 18 % затруднились с ответом[8].
После официального расширения своих административных границ 1 июля 2012 года[9], по мнению корреспондента ИТАР-ТАСС Даниила Студнева, Москва поднимется с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира по площади, хотя по численности населения город сохранит своё нынешнее седьмое место так как на присоединяемых территориях проживает менее 250 000 чел[10][неавторитетный источник?].
Как и большинство других агломераций мира, Москва в её современных границах представляет собой классическую моноцентрическую агломерацию со всеми вытекающими отсюда проблемами, в первую очередь транспортными.
Также город и область уже давно являются отдельными субъектами федерации, несмотря на то, что в роли областного центра Московской области выступает сама Москва. Тем не менее, экономическая дифференциация города и области остаётся значительной, что в первую очередь отражается на разнице цен на землю в целом по городу и по области, где она до недавнего времени была значительно дешевле[11]. Исключение составляет лишь 20-километровый участок традиционно самого престижного западного направления ближнего Подмосковья.
В самой Москве во время жилищно-строительного бума 2000-х годов произошло предельное уплотнение многоэтажной застройки (часто в ущерб другим типам инфраструктуры города). В результате плотность населения в Москве (свыше 10 588 чел./км²) является одной из самых высоких в мире. Разница в данном показателе с Санкт-Петербургом, в состав территории которого входит бóльшая часть его пригородов, составляет более чем в 2,5 раза (3 384 чел./км² в 2011), в то время как с Нью-Йорком (10 430 чел./км² в 2010) всего 1,5 %, но при этом плотность населения Москвы в границах до 2012 года ниже, чем у Токио (14 386 чел./км² в 2010) на 26,4 %, ниже чем у Парижа (21 319 чел./км² в 2010) более чем в 2 раза.
Территорию Москвы, в силу её анклавного положения внутри Московской области, планируется расширять за счёт последней.
Основным направлением развития Новой Москвы станет южное и юго-западное. Согласно пресс-релизу Правительства Москвы[6] данный выбор объясняется
Первоначально планировалось включить в состав города около 144 тыс. га земель, что увеличило бы его территорию со 107 тыс. до 251 тыс. га, то есть в 2,35 раза[6]. 18 августа анонсируемая площадь присоединяемых территорий была увеличена до 160 тыс. га (то есть территорию Москвы планировалось увеличить в 2,5 раза)[12]. В окончательном варианте площадь присоединяемой территории равна 148 тыс. га, то есть территория Москвы увеличится в 2,39 раз.
Изначально сообщалось, что расширение границ города произойдет «главным образом за счёт территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги»[6]. Впоследствии в план расширения были добавлены территории, не попадающие в этот сектор: участка под Звенигородом для администрации Президента, территории Рублёво-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково»[13]. 18 августа Сергей Собянин сказал, что в состав Москвы планируется включить также сельское поселение Роговское Подольского района, таким образом будут присоединены территории за Большим кольцом Московской железной дороги, а Москва будет граничить с Калужской областью[12].
В границах Москвы таким образом окажутся города Троицк, Московский и (как было отдельно объявлено 19 августа 2011 года[14]) Щербинка, которую ранее предполагалось оставить Московской области[15]. Подольск, Климовск и Апрелевка останутся в составе Московской области[16][13].
19 августа 2011 года мэрия Москвы внесла детализированные территориальные корректировки (в сторону увеличения площади присоединяемых земель до 160 тыс. га[12]) и опубликовала первую детальную карту границ Новой Москвы[17]. Позже она была немного скорректирована: Сельское поселение Булатниковское Ленинского муниципального района было исключено из планируемых к присоединению территорий.
В утверждённом варианте расширения в состав Москвы будут включены целиком территории 21 муниципального образования[18]. Кроме основного юго-западного массива к Москве присоединят два протуберанца и один эксклав в западном направлении:[18]
Таким образом, наиболее крупными (более 5 тыс. человек) населёнными пунктами, которые включены в состав Москвы, являются:
Новая Москва, по замыслу проектировщиков, должна создать 1 млн новых рабочих мест и обеспечить жильём 2 млн чел[24].
Согласно сообщению портала realestate.ru, затраты на Новую Москву составят 11 трлн рублей (16 млрд руб. на геодезические изыскания на площади новых городских районов, 32 млрд руб. — проектирование и разработка генплана, 1,1 трлн руб. — выкуп участка под строительство объектов, 9,35 трлн руб. — на само строительство)[25].
Важным и необходимым событием, предшествовавшим расширению Москвы, стало утверждение в июле 2011 года после почти 10 лет территориальных споров скорректированной границы Москвы и области[26][27][28][29][30].
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель города Москвы составляла (по данным Департамента земельных ресурсов города Москвы) 108083,0 гектара[31]. В июле 2011 года Москве были переданы 102 земельных участка общей площадью 723,46 гектара, из которых 578,9 гектаров — Люберецкие поля аэрации, ранее входившие в состав Люберецкого муниципального района. В свою очередь Московской области передали 162 земельных участка общей площадью 328,45 гектара, в том числе из посёлка Толстопальцево — 216 гектаров[30][29]. В итоге территория Москвы увеличилась на 395,1 гектара.
28 июля 2011 года Мосгордумой был принят закон «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включённых в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы…»[32][33]
Согласно статье 1 этого закона присоединяемые к Москве муниципальные образования Московской области сохранят своё наименование и границы, а также вопросы местного значения, структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов[32][33]. Органы местного самоуправления (советы депутатов, администрации, главы городских или сельских поселений) присоединённых муниципальных образований сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы[33].
Гарантии владельцам дачных и садовых земельных участков даны в статье 2 этого закона, где устанавливается обязательность учёта мнения дачников при решении вопросов развития присоединённых муниципальных образований. Также законодательно установлено, что размеры ставок земельного налога не могут после присоединения стать выше[32][33].
7 декабря 2011 года на внеочередном заседании Московской городской Думы было принято постановление «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью». Данное Соглашение предусматривает включение в состав Москвы 21 муниципального образования, в том числе 2 городских округов, 19 городских и сельских поселений на юго-западном направлении, а также трех участков территории на западе от Москвы. Кроме того, в связи с фактически сложившимся землепользованием предлагается передать области часть территории в районе столичного Куркино. В целом в состав Москвы предполагается включить 148 тысяч гектаров, в состав области — 1,4 гектара[34]. Последний участок, передаваемый в состав Московской области (в состав городского округа Химки) представляет собой часть территории московского района Куркино, данный земельный участок предназначен для размещения на нём центра МЧС по Московской области[35]. Соответствующее постановление об изменении границ Московской области и Москвы было принято также 7 декабря 2011 года Московской областной думой[35].
27 декабря 2011 года Совет Федерации утвердил данное Соглашение[36].
Переходный период по передаче территорий устанавливается с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении изменения границы между Москвой и Московской областью и продлится до 1 июля 2012 года.
В переходный период должны быть осуществлены нормотворческие, организационные и иные мероприятия, необходимые для полноценного обеспечения жизни населения, функционирования экономических субъектов. Данные мероприятия должны подготовить осуществление в полном объёме с 1 июля 2012 года всех полномочий органов государственной власти Москвы на территории, которая переходит в её состав. При этом в переходный период органы исполнительной власти Москвы будут осуществлять на передаваемой территории отдельные полномочия в соответствии с соглашениями, заключаемыми органами исполнительной власти Москвы и Московской области[35].
19 марта 2012 года мэром Москвы Сергеем Собяниным в Московскую городскую думу был внесён пакет законопроектов, которые должны определить административно-территориальное устройство новых территорий Москвы после её расширения с 1 июля 2012 года.
В настоящее время Москва разделена на 125 внутригородских муниципальных образований — районов. Предложенные Собяниным законопроекты предусматривают переименование районов в муниципальные округа, будут также переименованы и муниципальные образования, включаемые в Москву: городские округа (их два — Троицк и Щербинка) будут именоваться «городские округа», а городские и сельские поселения буду носить общее (без подразделения на городское или сельское) название «поселения» (Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десёновское, Киевский, Клёновское, Кокошкино, Краснопахорское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Мосрентген, Новофёдоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Щаповское, Филимоновское и Сосенское).
Участок, называемый отдельная площадка «Конезавод, ВТБ» (которая фигурирует в Соглашении об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года в качестве «участка № 3»), располагающийся на территории сельских поселений Ершовское и Успенское Одинцовского района, войдёт в состав внутригородского муниципального образования муниципальный округ Кунцево. Также в состав этого округа войдёт и отдельная площадка «Рублёво-Архангельское» (в Соглашении об изменении границы от 29 ноября 2011 года он фигурирует в качестве «участка № 4»), располагающийся на территории городского поселения Красногорск Красногорского района и сельского поселения Барвихинское Одинцовского района.
Участок отдельная площадка «Сколково» (в Соглашении об изменении границы от 29 ноября 2011 года он фигурирует в качестве «участка № 2»), располагающийся на территории городского поселения Новоивановское Одинцовского района, войдёт в состав внутригородского муниципального образования муниципальный округ Можайский[37][38].
Это позволит соблюсти обязательства, установленные законом города Москвы об особенностях организации местного самоуправления на присоединяемых к Москве территориях. Согласно этому закону все существующие на момент присоединения муниципальные образования сохранят свои статус и полномочия, какие у них были до присоединения к Москве[39][40].
Все дачные посёлки, деревни, сёла, посёлки и города после вхождения в состав Москвы не будут территориальными единицами (какими они были в составе Московской области), поскольку территориальными единицами будут только сохраняющие собственные органы муниципального самоуправления «городские округа» и «поселения»[41].
Властями Москвы было принято решение о создании двух дополнительных административных округов (на территории Москвы в границах до 1 июля 2012 года этих округов 10) на присоединяемых к Москве территориях[42]. Было объявлено общественное обсуждение вопроса наименования этих округов[43]. 17 апреля 2012 года были установлены наименования округов, было решено, что на переходный период у обоих округов будет единая префектура и единый префект Челышев Алексей Валентинович[44].
22 мая 2012 года принято решение создать в составе Правительства города Москвы новый Департамент развития новых территорий города Москвы[45]. Его возглавил Жидкин Владимир Фёдорович[46].
Законодательство РФ недостаточно точно описывает формальную процедуру изменения границ субъектов федерации.
Центральная избирательная комиссия ответила обратившемуся с запросом А. А. Сафонову, что подобный вопрос не может быть вынесен на референдум, хотя «мнение населения может быть выявлено иным способом (например, опрос, анкетирование, интервьюирование)»[47].
О поддержке идеи проведения референдума заявляли партии Справедливая Россия[48] и КПРФ[49].
Прессе в правительстве Московской области сообщили о том, что в начале июля 2012 года губернатор Московской области Сергей Шойгу направил письмо президенту В. В. Путину, в котором просит вернуть в состав Московской области все те территории Красногорского и Одинцовского районов Московской области (Архангельское, Конезавод, Сколково), которые вошли во состав Западного административного округа Москвы 1 июля 2012 года. Необходимость возвращения в состав области указанных территорий Шойгу мотивировал трудностями управления, так как объекты инфраструктуры — дороги, объекты энергоснабжения, инженерные коммуникации — были рассечены границами субъектов федерации[50].
Профессор Высшей школы экономики, доктор географических наук Алексей Скопин полагает абсолютно логичным и нормальным выделение территорий для осуществления управленческих функций в районе Рублёвского шоссе, однако само расширение территории Москвы в 2,5 раза им характеризуется как «абсолютно нелогичное и ненормальное». По мнению Алексея Скопина, обе главные проблемы города — экологическая и транспортная — не только не будут решены в результате расширения города, но и обострятся. Также им высказывается мнение о том, что после полного освоения новой территории города население Большой Москвы достигнет 35 миллионов человек. Он характеризует будущую Москву как Шанхай или Бомбей — «большой город слаборазвитой или, в лучшем случае, развивающейся страны»[51]
28 марта 2012 года на заседании рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по защите окружающей среды прозвучала критика проекта расширения Москвы. По мнению одного из сопредседателей этой комиссии Сергея Симака, в данном проекте не учтены ни мнение граждан, ни вероятный ущерб окружающей среде. Того же мнения придерживается и другой член этой комиссии, эксперт Всемирного банка Сергей Васильев. Своё мнение он обосновывал тем, что не были проведены общественные слушания, а также не было государственной и экологической экспертизы. Заместитель директора Института географии РАН по научным вопросам профессор, доктор географических наук Аркадий Александрович Тишков охарактеризовал идею переселения москвичей на новые территории как отвечающую интересам именно бизнеса, а не самих людей. Член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов высказал опасение, что после присоединения к Москве лесам будет придан статус городских земель и, по его сведениям, до 20 % этих лесов могут быть переданы под элитные коттеджные поселения[52][53]. Тем не менее, по словам первого заместителя секретаря Общественной палаты Михаила Островского, в проекте решения рабочей группы отмечается, что «Участники слушаний отмечают огромную общественную значимость проекта, которая предполагает участие общественного мнения на самом начальном стадии его разработки в целях соблюдения прав всех групп населения»[54].
По словам главы наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, расширение Москвы приведёт к ещё большей гиперцентрализации России. По его словам, этим решением «мы приговариваем не только малые и средние города, но и всю Россию. Это решение является не просто ошибочным, это решение, обозначающее, что чётко не определяется, чем управляется, и что происходит на самом деле.»[55]
Подобное мнение разделяет и журналистка Светлана Сорокина[56]:
[Расширение Москвы] это большой федеральный проект [...] потому что это, естественно, требует огромного напряжения и сил, средств и так далее. Так не обидно ли, там не знаю, людям на периферии, где в городах рушатся исторические здания и где по дорогам не проехать, что эти громадные деньги опять высасываются на Москву и ее призрачные проекты, а не вкладываются в развитие территорий? У нас территории не развиты. |
Также существует мнение что из всего огромного количества присоединяемых территорий реально будут использованы земли в районе Рублево-Архангельского, Сколкова и Щербинки.
...мы [Москва] создаем финансово-деловой центр в Рублево-Архангельском, три миллиона квадратных метров, со Сбербанком...частная земля без инфраструктуры ничего не стоит |
Расширение территории Москвы (2011—2012).