Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный — «реалити-шоу».
Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:
В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников — считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя убеждают, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.
Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.
В 1948 году на телевидении США появилось шоу «Скрытая камера» (основанное на радиопередаче 1947 года «Скрытый микрофон»), ставшее довольно быстро популярным. Эти программы впервые стали записывать и транслировать в телерадиоэфире реакцию и поведение людей, оказавшихся по воле сценариста в неожиданной ситуации.
В 1950 году дебютировали игровые шоу «Опережая время», «Причина или следствие», вовлекавшие обычных людей в разные эксцентричные состязания, трюки и шутки.
Существует несколько общих вариантов постановки реалити-шоу и множество проектов, в разной степени совмещающих различные подходы. Во всех случаях группа участников (иногда постоянного, иногда переменного состава) постоянно живёт в ограниченном пространстве; события этой жизни постоянно снимаются телекамерами и показываются по телевидению (а в последнее время иногда ещё и демонстрируются в Интернете.
Проект, обычно, имеет какую-то вполне определённую заданную цель, в нём, по крайней мере, теоретически, можно победить (получив за это достаточно весомый приз). Участники, таким образом, являются не просто персонажами передачи, но и соперниками в борьбе за этот приз. Как правило, участники проекта с той или иной периодичностью выбывают из него, на различных основаниях: по результатам голосования участников, по результатам голосования зрителей, по желанию устроителей шоу (последнее, впрочем, напрямую делается редко, так как разрушает атмосферу естественности происходящего).
Сбор видеоматериала может производиться по-разному. В одних случаях в месте обитания участников устанавливается достаточно большое количество скрытых камер, так, чтобы все действия фиксировались, независимо от того, где они происходят. Участники носят на себе аппаратуру для постоянного ведения звукозаписи. Результаты съёмки могут обрабатываться, но иногда они идут в эфир напрямую (с премодерацией, или даже в реальном времени). В других случаях съёмка ведётся традиционным образом и только в определённое время (различные коллективные мероприятия, соревнования, голосования, беседы с участниками, отдельные бытовые моменты), а из результатов монтируются передачи, периодически выходящие на телевидении.
Хотя зрителям предлагается считать, что происходящее на экране — реальные события, это обычно не вполне соответствует действительности. Даже при отсутствии явного сценария менеджеры шоу обычно достаточно жёстко управляют происходящим, добиваясь, чтобы зрители не теряли интереса к проекту. Вследствие этого поощряются склоки, скандалы, образование и соперничество группировок внутри коллектива участников.
Со временем форматы реалити-шоу стали развиваться по нескольким направлениям:
(примеры шоу подглядывания: «Большой Брат» (Голландия), «Большая диета» и «Разбитые» (Великобритания); За стеклом, «Голод», Охотники за привидениями (Россия))
(пример обновление-шоу: Тачку на прокачку и Overhaulin' —демонстрируют модернизацию автомобилей)
(примеры шоу выживания: «Survivor» (Швеция), «Alive» (США) и «Последний герой» (Россия))
(пример шоу обучения: Фабрика звезд и Дом)
(пример шоу игры: Чики & Фрики, Битва визажистов)
В России первым опытом показа реалити-шоу были проекты «За стеклом» (октябрь 2001) и «Последний герой» (ноябрь 2001), за которыми последовало множество других. В октябре 2002 года на телеканале РЕН-ТВ вышло реалити-шоу "Русское чудо", уникальность которого по сравнению с другими проектами заключалась в том, что 9 участников шоу, работая в течение месяца в одном из московских офисов, находились в прицеле 24 скрытых камер и при этом не знали, что их снимают. Украинская версия "Русского чуда" транслировалась киевским телеканалом "Интер" и пользовалась большой популярностью. Между тем, в России "Русское чудо", несмотря на оригинальность идеи, не набрало высоких рейтингов по причине неудачной рекламной кампании и совпадения по времени трансляции последних серий с событиями вокруг захвата мюзикла "Норд-Ост", осуществленного чеченскими сепаратистами.[2] Также, одним из самых любимых и, по мнению зрителей, интересных реалити было шоу «Голод» канала ТНТ. На сегодняшний день реалити-шоу «Дом-2» транслируется уже более 8 лет.
Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.
Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформировавшимся ещё вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания не вполне адекватное поведение участников.[3] Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей.[3]
Ниже указаны несколько типичных примеров произведений, в которых вопрос реалити-шоу подробно описан.
Реалити-шоу.