Ре́риховское движе́ние — новое религиозное движение[1][2][3][4][5][6][K 1], основой которого является религиозно-философское[7][8][9] учение Николая и Елены Рерихов Живая этика (Агни Йога)[1]. Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных[1].
Некоторые последователи идей Живой этики отвергают классификацию движения как религиозного[K 2].
Содержание
|
В конце XIX и в начале XX веков значительным религиозно-философским и культурным явлением стала теософия — синкретическое религиозно-мистическое учение[10] и оккультное движение[11], инициатором которого была Елена Блаватская и её единомышленники[12]. Николай и Елена Рерихи, на мировоззрение которых большое влияние оказали традиционные восточные религиозно-философские концепции, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также такие значимые на Востоке тексты, как Бхагавад-гита и Ламрим Ченмо[13], были увлечены идеями этого нового учения. Их привлекала не только его религиозная и философская сторона, но также поэтические и эстетические следствия теософской мысли[12]. Впоследствии ими был создан собственный доктринальный вариант теософии — Агни Йога (Живая этика)[12].
Рериховское движение, которое некоторыми англоязычными исследователями[14][15] называется также Агни Йогой, было организовано Рерихами в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)[16], Болгария (София). В 20-е и 30-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги. По свидетельству А. П. Хейдока, одного из первых учеников Н. К. Рериха, к 1934 году во многих странах мира уже образовалось около ста обществ Агни Йоги[17]. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха в США со стороны бизнесмена Луиса Хорша[18] и политика Генри Уоллеса, многие его культурные проекты в Америке были приостановлены.
Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Именно в Риге были впервые изданы многие книги Живой Этики. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. За короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг, периодическое издание и др. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975), секретарь Н. К. Рериха. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис[19] (1898-1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённный в 1929 году для перевода трудов по философии[20].
Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии[21], Швейцарии («Корона Мунди»)[21], Эстонии[22], Маньчжурии (Харбин)[23].
В послевоенные годы рериховское движение на Западе развивается в русле общих тенденций нью-эйджа. В Нью-Йорке в 1946 году было зарегистрировано Общество Агни Йоги (англ. Agni Yoga Society)[24], а в 1949 году там же был возрождён музей Николая Рериха, основанный по инициативе американских сотрудниц Рерихов — Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик[25]. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии[25][26]. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония[27].
В советских республиках рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 80-х годов. Но фундамент движения в СССР заложил ещё Юрий Рерих (1902—1960), известный востоковед, старший сын Николая и Елены Рерихов. Начиная с 1960-х годов сформировались отдельные группы по изучению и разработке рериховского наследия. Новый импульс развитию рериховского движения придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель Святослав Рерих (1904—1993), младший сын Николая и Елены Рерихов, неоднократно приезжавший в СССР с выставками картин, своих и отца. По его инициативе в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов, в который Святослав Рерих передал культурное наследие своих родителей[17]. После того, как в 1991 году Советский Фонд Рерихов фактически прекратил своё существование, по инициативе части его учредителей, прежде всего Л. В. Шапошниковой, была создана общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР)[28], которая заявила свои права на наследие Рерихов в России. Впоследствии судебными органами МЦР не был признан правопреемником Советского Фонда Рерихов[29], однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом он выполняет их волю.
В первые десятилетия своего существования (1920—1975) рериховское движение привлекало к себе внимание лишь узкого круга мистически настроенной интеллигенции, а также почитателей творчества Николая Рериха и сторонников его идей защиты и сохранения культурного наследия[1][17]. С середины 1980-х годов произошла значительная демократизация и расширение движения в России: костяк из интеллигенции и служащих пополнился студенческой молодёжью и рабочими. Оно распространилось не только по крупным городам, но и в провинции, насчитывая к концу XX века в своих рядах более 5000 организаций, в основном культурно-просветительского направления[1].
В России рериховское движение, причисляемое рядом исследователей к нью-эйджу[30][15], оказало значительное влияние на развитие нью-эйджа в России[31][32][33]. В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии[34], и разделилось на несколько конкурирующих направлений. Одно из них, с культурологическим уклоном, возглавила Людмила Шапошникова, директор музея при общественной организации Международный центр Рерихов в Москве; другое, с центром в Новосибирске, — Юрий Ключников[35]; духовным лидером и символом третьего направления стала некая Зиновия Душкова (Е. Бондаренко) из Приморья. Для рериховского движения в России, как и для всего современного нью-эйджа характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие[3]. Рериховцы проводят регулярные культурологические мероприятия (организация выставок картин Рериха, конференции его памяти и его духовного наследия), организуют широкое издание книг, периодики о своём религиозно-философском движении[3].
В современной России существует огромный спектр качественно разнородных объединений, течений, обществ, центров, музеев и отдельных представителей, обращающихся к культурному, духовному и мистическому наследию Рерихов, но существенно различающихся по своим доктринальным положениям, культовой и социальной практике: от разнообразных культурно-просветительских, до неомистических и откровенно оккультных[1][17].
Исследователи выделяют два качественно различных направления в современном рериховском движении:
Кандидат философских наук Т.К.Симанженкова прогнозирует дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо-мировоззренческого направления в рериховском движении с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно-мистических и мистико-оккультных группировок[1].
Рериховская концепция культуры основана на слиянии ранних историко-культурологических воззрений художника с религиозно-философскими идеями учения Живой этики (Агни Йога)[36][37]. Согласно Агни Йоге, создание, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является одной из важнейших задач и одним из важнейших устоев эволюции человечества[37][38].
Признание Рерихами приоритетной роли культуры в развитии человечества получило своё практическое развитие в общественно-культурной деятельности Николая Рериха, который стал основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатором международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Знамя Мира — символ Международного Пакта охраны культурных ценностей, предложенного Николаем Рерихом в 1929 году и подписанного в 1935 году странами американского континента (в том числе США). В 1954 году на основе этого Пакта была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Тем самым идеи Пакта Рериха были введены в юридическую практику мирового сообщества, сыграв важную роль в пропаганде и защите ценностей культуры[39][40][41].
Деятельность Рерихов привела к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на практической реализации рериховской концепции культуры[39]. Основная установка этой части рериховских организаций делается на решение насущных проблем современности, улучшение окружающего мира, личного самосовершенствования и развитие гражданского самосознания[1]. Особое развитие это направление рериховского движения получило в России и странах бывшего СССР, где оно ведёт культурно-просветительскую работу, издаёт газеты, журналы, книги, выпускает видеофильмы, проводит выставки картин, а также семинары и конференции, направленные на пропаганду и развитие религиозно-философских и эзотерических идей Агни Йоги и рериховского духовного наследия в целом[3].
В основе эстетических взглядов Живой этики (Агни Йоги) лежит учение о преобразующей силе искусства. «Осознание Красоты спасет Мир» — эта мысль является центральной во взглядах членов семьи Рерихов[39]. Проведение выставок картин известных художников, прежде всего Н.К. и С.Н. Рерихов, стало одним из основных направлений культурно-просветительской деятельности Рериховского движения[1][17]. Идею организации передвижных выставок картин своего отца в городах России и за рубежом выдвинул С. Н. Рерих ещё при обсуждении планов создания Музея имени Н. К. Рериха в Москве. За прошедшее с 1991 года время Международный Центр Рерихов организовал более 450 передвижных выставок в более чем 300 городах России, СНГ и зарубежных стран. Инициаторами и со-организаторами проведения выставок обычно выступают музеи и рериховские общества. Рериховские общества, как правило, организуют и сопровождающие выставки культурные программы: концерты, лекции, интересные встречи, демонстрации видеофильмов. Министр культуры РФ А. А. Авдеев на праздновании 20-летия МЦР в декабре 2009 года особо отметил насыщенность выставочной деятельности Музея имени Н. К. Рериха, которой «мог бы позавидовать любой музей мира»[42][43].
Некоторые исследователи считают Николая Рериха одним из представителей космизма как направления в искусстве[44] [45][аффилированный источник? 288 дней][46][аффилированный источник? 288 дней]. Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался, по мнению последователей Рерихов, в конце 1980-х годов. Например, музей имени Н. К. Рериха в Москве с момента своего окончательного открытия в 1997 году регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам[43][45][аффилированный источник? 288 дней]. Некоторые региональные рериховские организации организуют у себя выставки картин этих художников[47][аффилированный источник? 288 дней][48][аффилированный источник? 288 дней].
Кроме выставок картин Рерихов и художников-космистов рериховские организации регулярно проводят выставки народного творчества, конкурсы детского рисунка, а также выставки репродукций известных художников[43][17][49].
Сибирским Рериховским обществом совместно с СО РАН регулярно проводятся учрежденные в 1976 году Рериховские чтения в Новосибирске[50][51][52]. Рериховские чтения проводятся и Пензенским Рериховским обществом в сотрудничестве с Пензенским государственным педагогическим университетом и Историко-этнографическим центром Пензенской области[53][54][55]. Проведение международных симпозиумов осуществляет[56] и основанное монгольскими профессорами[57] Рериховское общество Монголии, председателем которого является академик Ш. Бира. Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие» организует конференции совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным Эрмитажем[58][59]. Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха осуществляет исследование творческого наследия семьи Рерихов, их культурного окружения[60][61].
Ярославское Рериховское общество специализируется на изучении наследия первого русского индолога Герасима Лебедева и выступает в качестве организатора и участника конференций и семинаров о нем[62][63][64].
В российских исследованиях современного рериховского движения в России отмечается, что среди организаций и обществ, заявляющих о своей культурологической, культурно-просветительской и научно-педагогической направленности, были выявлены неорелигиозные течения, в названиях которых зачастую имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и теософскому компоненту учения Рерихов. Эти группы и организации исследователи делят на являющиеся типичными нью-эйджевскими эклектическими неорелигиозыми объединениями, и на являющиеся псевдорериховскими. При этом отмечается, что хотя рериховская доктрина стала своеобразной идейно-теоретической базой для такого рода неорелигиозного творчества, но большинство рассмотренных движений лишь формально используют её установки и понятия, произвольно их трактуя. И хотя онтологические и космологические построения во многих этих течениях связаны с доктриной Рерихов, но большей частью лишены оригинальности, являясь соединением элементов различных учений (язычества, христианства и буддийской метафизики) в единое целое.[1]
Русская православная церковь относит «Живую этику» к новым религиозным движениям оккультного характера, продолжающим традиции теософии Елены Блаватской. РПЦ заявляет о проникновении учения в государственные, общественные организации, в систему образования[84].
Позиция Русской православной церкви в отношении учения Агни Йоги была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года[85]:
5. … Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.
[…]
13. освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви[86].
Архиерейский собор Русской православной церкви от 2 декабря 1994 года поставил последователей учения Живой этики (Агни Йоги) в ряд прочих анафематствованных церковью людей[86][87]. Частные же мнения различных богословов в оценке данного Определения расходятся[88][89][90].
Известными оппонентами учения Живой этики со стороны Русской православной церкви являются профессор богословия, кандидат философских наук, представитель контркультового движения[91] протодиакон Андрей Кураев, посвятивший полемике множество статей, выступлений и отдельную монографию[92], а также представитель антикультового движения Александр Дворкин.
В США известны случаи судебного преследования лидера одной из групп Агни Йоги[93].
…некоторые российские новые религии возникли еще в советские годы — например, «ивановцы» <…>, а также последователи учения Е. И. и Н. К. Рерихов
Рерих | ||
---|---|---|
Семья | Николай Рерих · Елена Рерих · Святослав Рерих · Юрий Рерих · Девика Рани Рерих | |
Литературные произведения | Сердце Азии · Цветы Мории · Шамбала сияющая | |
Путешествия | Центрально-Азиатская экспедиция · Маньчжурская экспедиция | |
Картины | Единоборство Мстислава с Редедей · Заморские гости · Серия картин «Майтрейя» | |
Музеи и выставки | Мастер Билдинг · Международный мемориальный трест Рерихов · Международный центр Рерихов · Извар · Москва · Новосибирск · Нью-Йорк · Рига · Санкт-Петербург · Улан-Батор · Ангасольская | |
Учение | Живая этика · Рериховское движение | |
См. также | Пакт Рериха · Знамя Мира | |
На викискладе · В викитеке · В викицитатнике |
Рериховское движение.