Риго-Двинская железная дорога
Риго-Динабургская железная дорога |
Двинский вокзал в Риге |
Годы работы: |
1861—1895
|
Страна: |
Россия
|
Город управления: |
Рига
|
Состояние: |
С 1895 г. в составе Риго-Орловской ж. д.
|
Подчинение: |
Российская империя
|
Протяжённость: |
204 версты
|
Риго-Двинская железная дорога (до 1893 г. — Риго-Динабургская, встречается наименование — Рижско-Динабургская) — одна из железных дорог Российской империи, построенная в 1858—1861 гг. на средства частного капитала — Общества Риго-Динабургской ж. д. С 1894 г. казённая. Проведена по Лифляндской, Витебской губерниям. Дорога первоначально связывала Рижский порт на Балтийском море — с Петербурго-Варшавской ж. д. Протяжённость 204 версты.
История дороги
- 23 января 1858 г. императором утвержден Устав Общества Риго-Динабургской железной дороги.
- 8 мая 1858 года при участии генерал-губернатора Прибалтийского края кн. А. А. Суворова (внука генералиссимуса) состоялось торжество освящения места сооружения вокзала в Риге.
- Строительство дороги было разделено на четыре участка: от Риги до 40-й версты возглавлял инж. С. Хонингс; от 40-й версты до 94-й — инж. М. Вильяме; от 94-й до 145-й — инж. Биддер и от 145-й до Динабурга — инж. Д. Хуттон.
- В 1866 г. построена дорога Динабург — Витебск (1866 г.), продлённая в 1868 г. до Орла.
- В 1878 г. дороге передана 17,5 вёрстная Риго-Больдераасская ж. д. с правобережной Мюльграбенской ветвью (10,2 версты).
- В 1888 г. закончилось строительство второго пути.
- В 1892 г. на дороге учрежден правительственный контроль.
- В 1894 г. выкуплена в казну.
- С января 1895 г. три дороги — Риго-Двинская, Двинско-Витебская и Орловско-Витебская были слиты в единую Риго-Орловскую ж. д.
Станции дороги
Источники архивные
- РГИА, ф. 219, оп. 1/4, д. 6510. «О соединении Рижско-Динабургской жел. дороги с Варшавскою».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 10. Доклад № 6. 1 марта 1863 г. «По предложению банкиров Фрюлинга и Гешена об устройстве железной дороги от Динабурга до Витебска».
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 10. Доклад № 11. 19 марта 1863 г. «Положение об основных условиях для устройства Динабурго-Витебской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 19. Доклад № 95. 14 июля 1871 г. «Об утверждении плана направления Риго-Больдерааской ж. д.»
- РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 20. Доклад № 43. 15 июня 1872 г. «Об открытии 1-го июня движения на ветви от станции Рижской Риго-Динабургской железной дороги к Мюльграбенской пристани на реке Западной Двине».
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 1. Доклад № 3. 11 января 1873 г. «Об открытии 1 января движения по Риго-Больдерааской ж. д. от Риги до гавани в устье р. З. Двины».
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 2. Доклад № 106. 6 июля 1873 г. «О подчинении надзора за сооружением Риго-Тукумской ж. д. инспекции Митавской железной дороги».
- РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 16. Доклад № 61 от 23 марта 1878 г. «О передаче Риго-Больдераасской железной дороги в ведение Риго-Динабургской ж. д.»
- РГИА, ф 446, оп. 29, д. 12. Доклад № 11. 4 февраля 1894 г. «О принятии С.Петербурго-Варшавской, Николаевской, Московско-Нижегородской, Митавской, Риго-Двинской, Больдерааской и Орлово-Витебской железных дорог в казну».
- РГИА, ф. 446, оп. 29, д. 14. Доклад № 153. 29 июля 1894 г. «По ходатайству уполномоченных Орловской городской думы об оставлении в городе Орле Управления Риго-Двинской, Двинско-Витебской и Орловско-Витебской железных дорог».
Источники
- Записка по поводу ходатайства Правления Общества Риго-Тукумской жел. дор. об истолковании смысла 20 пар. условий передачи Риго-Больдерааской жел. дор. Обществу Риго-Динабургской жел. дор. СПб. 1886 г.
- Тищенко В. Н. Паровозы железных дорог России. 1837—1890 гг. М.: «О. Сергеев/Локотранс». 2008 г. Стр. 43-50.
Ссылки
- Риго-Динабургская железная дорога