Тип(ы) кузова: | купе (2+2‑мест.) |
Компоновка: | заднемоторная |
Опытный на базе МеМЗ-965 | |
---|---|
Производитель: | НАМИ |
Марка: | Опытный на базе МеМЗ-965 |
Тип: | бензиновый, карбюраторный |
Объём: | 497 см3 |
Максимальная мощность: | 15 л.с., при 4000 об/мин |
Конфигурация: | I2 |
Цилиндров: | 2 |
Клапанов: | 4 |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | воздушное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | магниевый сплав |
Тактность (число тактов): | четырёхтактный |
полуавтоматическая 4-ступ. | |
---|---|
Производитель: | НАМИ (опытная) |
Тип: | полуавтоматическая |
Число ступеней: | 4-ступ. |
Механизм управления: | электромеханический |
Переключение: | напольный рычаг |
Длина: | 3100 мм |
Ширина: | 1400 мм |
Высота: | 1260 мм |
Колёсная база: | 2100 мм |
Колея задняя: | 1150 мм |
Колея передняя: | 1150 мм |
Масса: | снаряжённая - 520 кг; полная - 750 кг |
Макс. скорость: | 75 км/ ч |
|
|
Связанные: | СМЗ С-3А; ЗАЗ-965 |
Похожие модели: | Goggomobil; Vespa 400; BMW Isetta; Trabant P50; Mikrus MR-300 |
Расход топлива: | 4,5 л/ 100 км |
Объём бака: | 20 л |
Дизайнер: | Эдуард Молчанов Валентин Ростков |
СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» — советский опытный микролитражный легковой автомобиль (мотоколяска), построенный в начале 1960-х годов. Серийно не производился.
Автомобиль был создан в инициативном порядке группой сотрудников НАМИ под руководством Б. М. Фиттермана (конструктор — В. А. Миронов, дизайнеры — Э. Р. Молчанов и В. Ростков) в сотрудничестве с коллективом Серпуховского мотоциклетного завода (Р. Немцов, А. Петрунин, В. Кутков, В. Котов и другие). Опытный экземпляр был построен в 1962 году.
Выпуск планировалось развернуть на СМЗ, который в те годы расширял производство и хотел бы наряду с выпуском мотоциклов и мотоколясок С-3А иметь в производственной программе нечто более «серьёзное». Основным потребителем самого маленького советского автомобиля его создателям виделись инвалиды, но подчёркивалась и возможность продажи «Спутника» в личное пользование.
«Спутник» отличался оригинальным и очень свежим для своего времени дизайном. Кузов типа «купе» вместимостью 2+2 (два полноразмерных места и два «детских») был весьма приземист — 1,26 м в высоту, как у спортивного автомобиля. Но благодаря отсутствию двигателя спереди, особой конструкции компактной торсионной передней подвески и раздельным передним сидениям с резиновыми лентами на металлическом трубчатом каркасе вместо толстых пружинных подушек и спинок конструкторам удалось вполне комфортно разместить водителя и переднего пассажира, обеспечив им удобную посадку с вытянутыми ногами, что особенно актуально для водителя, ноги которого парализованы или не сгибаются в коленях. А вот задний ряд сидений был тесноват — вдвоём на нём могли разместиться разве что дети.
Управление опытного экземпляра автомобиля было ручным, но был разработан и вариант со стандартной схемой органов управления.
Для автомобиля в НАМИ был разработан 500-кубовый, четырёхтактный — что составляло выгодное отличие не только от серийных мотоколясок СМЗ, но и от многих западных аналогов с двухтактными моторами — рядный двухцилиндровый двигатель (497 см³, 15 л. с. при 4000 об/ мин) — конструктивно это была «половинка» от V-образной «четвёрки» «Запорожца» ЗАЗ-965.
Впервые в практике отечественного автомобилестроения была разработана трансмиссия с электромагнитным сцеплением. В нём крутящий момент передаётся не за счёт трения, а силами магнитного притяжения частиц ферронаполнителя, расположенного между ведущими и ведомыми дисками. Привод сцепления был автоматизирован, так что водителю оставалось только переключать передачи. Коробка передач была традиционной конструкции, четырёхступенчатая.
Подвеска всех колёс была независимой, торсионной: передняя — с двойными поперечными рычагами на двух продольных торсионных валах, задняя — на поперечных торсионах с продольно расположенными рычагами.
Автомобиль имел автономный отопитель с обдувом лобового стекла.
К сожалению, ко времени создания прототипа «Спутника» на СМЗ уже было развёрнуто производство примитивной и неказистой мотоколяски С-3А. Перестройка производства под намного более совершенный СМЗ-НАМИ-086 была бы достаточно дорогим мероприятием, поэтому «Спутник» так и остался опытным образцом. Впоследствии на СМЗ была спроектирована и мотоколяска С3Д (в серии с 1970 года), также весьма примитивная, с угловатым кузовом и двухтактным двигателем.
Электромагнитное сцепление было внедрено на инвалидной модификации «Запорожца» ЗАЗ-966, но показало себя не очень надёжным, и впоследствии было заменено электропневматической системой, похожей на западногерманский Saxomat.
Тем же коллективом сотрудников НАМИ впоследствии был спроектирован спортивный автомобиль КД («Спорт-900») со стеклопластиковым кузовом на трубчатой пространственной раме. Он базировался на агрегатах «Запорожца» и был выпущен малой серией — по разным данным 5 или 6 экземпляров — с 1963 по 1969 год на Московском кузовном заводе.
Смз нами 086 спутник, смз нами 086 спутник купить.
Лилиан Акопова, Larry Wall, Файл:Resize of 8.JPG, Бензилпиперазин.