Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Сай Эндфилд

(перенаправлено с «Сай Эндфилд»)
Перейти к: навигация, поиск
Сай Эндфилд
Cy Endfield
Имя при рождении:

Cyril Raker Endfield

Дата рождения:

10 ноября 1914({{padleft:1914|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:10|2|0}})

Место рождения:

Скрантон
штат Пенсильвания
США

Дата смерти:

16 апреля 1995({{padleft:1995|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:16|2|0}}) (80 лет)

Место смерти:

Шипстон-он-Стор
Уорикшир
Великобритания

Гражданство:

 США

Профессия:

Кинорежиссёр
Сценарист
Театральный режиссёр
Писатель
Иллюзионист
Изобретатель

Карьера:

1941-1979

IMDb:

ID 0256831

Сай Эндфилд (англ. Cy Endfield, имя при рождении — Cyril Raker Endfield) (10 ноября 1914 года — 16 апреля 1995 года) — американский сценарист, кинорежиссёр, театральный режиссёр, писатель, иллюзионист и изобретатель, с 1953 года проживавший в Великобритании[1].

Работу Эндфилда в качестве режиссёра можно разделить на его голливудские фильмы (1944-51), которые он снимал под именем Сайрил Эндфилд, и британские фильмы (1953-59), которые он поставил или был «руководителем постановки» под именем Си. Рэйкер Эндфилд или под различными другими псевдонимами. В фильмах после 1960 года он указывал своё имя как Сай Эндфилд[2].

В США Эндфилд поставил несколько сильных нуаровых триллеров социальной направленности, таких как «Звук ярости» (1950) и «Криминальная история» (1950), после чего был внесён в голливудский чёрный список[2]. Эндфилд продолжил работу в Соединённом королевстве, где особенно запомнилась его впечатляющая историческая военная драма «Зулусы» (1964)[2]. К другим наиболее значимым картинам Эндфилда относятся криминальный триллер «Адские водители» (1957) и шпионский триллер «Игра в прятки» (1964), а также приключенческие фильмы «Таинственный остров» (1961) и «Пески Калахари» (1965)[3].

Ранние годы

Сай Эндфилд родился 10 ноября 1914 года в Скрантоне, штат Пенсильвания, в семье обедневшего бизнесмена. С детства он обожал фокусы и великолепно умел их исполнять[2]. В 1933 году Эндфилд поступил в Йельский университет[4].

Во время учёбы Эндфилд увлёкся прогрессивным театром и в 1934 году впервые вышел на сцену в студенческом спектакле[4]. После университета Эндвилд закончил также Новую театральную школу в Нью-Йорке[2][5], и в течение нескольких лет работал режиссёром и хореографом в авангардных театральных труппах в Нью-Йорке и Монреале[4]. В течение нескольких семестров он также был преподавателем драмы[5] и одновременно завоевал довольно солидную репутацию как профессиональный карточный фокусник[4].

Глубокое влияние на Эндфилда оказали его друзья, в частности, писатель Пол Джеррико, который работал в Голливуде и был сторонником либеральных и левых идей[4]. В 1941 году Эндфилд также отправился в Голливуд, где начал работать как писатель[5][4][2].

Начало голливудской карьеры

В Голливуде в магазине для фокусников Эндфилд случайно познакомился с Орсоном Уэллсом, который также увлекался магией, после чего получил работу в кино в качестве ассистента в театре Уэллса «Меркурий»[2], который в то время базировался на кинстудии «РКО Радио Пикчерс». Эндфилда привлекли как наставника по исполнению фокусов на сцене[4], и в обмен на это он получил разрешение наблюдать за созданием фильмов «Путешествие в страх» (1943) и «Великолепные Эмберсоны» (1942), «получая по ходу ценные уроки мастерства»[4]. После коммерческого провала картины Уэллса «Великолепные Эмберсоны» (1942) команда театра «Меркурий» была изгнана из «РКО». В итоге Эндфилд подписал договор со студией «Метро-Голдвин-Майер», где как режиссёр поставил широкий спектр короткометражных фильмов[6].

В 1942 году Эндфилд поставил свой первый фильм, 15-минутную политическую фантазию об угрозе бесконтрольного капитализма под названием «Инфляция» (1942)[4]. Это было «небольшое умное произведение с резкой критикой алчности и коррумпированности крупных корпораций». Главную роль дьявола в костюме бизнесмена сыграл известный актёр Эдвард Арнольд. «В этом фильме Эндфилд выступил как открытый критик социальных устоев, с самого начала выбравший курс на столкновение с истеблишментом». Торговая палата США запретила этот фильм как «чрезмерно антикапиталистический», и не пропускала его в открытый прокат в течение полувека[4][7].

Во время Второй мировой войны Эндфилд служил в войсках связи[2]. Вернувшись в Голливуд, в 1944-46 годах он поставил несколько короткометражных фильмов на студии «Метро-Голдвин-Майер»[2][5][4].

Режиссёрские работы в Голливуде

В 1946 году дебютировал как режиссёр (и сценарист) с полнометражным художественным фильмом, политической комедией «Джентльмен Джо Палука» (1946), в основу которого положен популярный персонаж из комикса, чемпион по боксу Джо Палука, которого в своих интересах пытаются использовать два нечистых на руку сенатора. Фильм был снят за восемь дней на небогатой независимой студии «Монограм пикчерс»[4][5][2].

Затем Эндфилд поставил по собственной радиопьесе детектив категории В «Тайны Аргайла» (1948), в которой газетный корреспондент расследует связи некоторых влиятельных американцев с нацистами[4].

Впервые Эндфилд обратил на себя серьёзное внимание критики и студий постановкой на независимой студии «Юнайтед артистс» фильма нуар «Криминальная история» (1950). Этот «небольшой стильный и мрачный шедевр стал резкой атакой на беспринципную журналистику с изначально неприятным главным героем», роль которого исполнил «Дэн Дьюриа в одной из своих лучших актёрских работ за всю карьеру»[4]. «Фильм заметно отличался от чего-либо, что Эндфилд делал ранее с точки зрения финансирования и социальной критики; это была блистательная атака на коррупцию в прессе, которую в равной мере можно рассматривать в более широком плане как атаку на маккартистскую идеологию того времени»[8].

Со своей следующей картиной, «душераздирающим обвинением господству толпы, фильмом нуарЗвук ярости“ (1950), Эндфилд поднялся на уровень самых известных режиссёров»[4]. Этот основанный на реальной истории «триллер о линчевании часто называют его шедевром. Однако, если не считать самой сцены суда Линча, фильм был плохо принят критикой»[9]. «Оба фильма показали фирменный подход Эндфилда к творчеству, пессимистический, но без сострадания»[5].

В 1952 году поставил свой последний голливудский фильм «Дикая ярость Тарзана»[2]. К сожалению, картина не имела успеха в прокате. Причиной этого, как позднее предположил продюсер Сол Лессер, было то, что Лекс Баркер (исполнитель роли Тарзана) слишком много говорил, «заговорив себя до смерти»[4].

Включение в чёрный список Голливуда

«Идеи и чувства, выраженные в социально направленных криминальных драмах Эндфилда, были несвоевременными, и потому привлекли внимание Комитета по расследованию неамериканской деятельности, задачей которого было искоренение коммунистов и других „подрывных сил“ из индустрии развлечений». Хотя Эндфилд никогда официально не являлся членом Коммунистической партии, Эндфилда назвали «симпатизирующим». В итоге, «чтобы избежать донесения на своих коллег, Эндфилд предпочёл покинуть страну». После внесения в чёрный список, «в декабре 1951 года он отправился в Британию для начала новой карьеры в этой стране»[4][2].

Кинокарьера в Великобритании

Чтобы избежать проблем с прокатом его картин в США в течение первых двух лет Эндфилд работал в Великобритании, используя разные псевдонимы[7], а в двух случаях использовал имя своего друга, режиссёра Шарля де ла Тура[4].

Первыми фильмами Эндфилда в Британии были близкие нуаровой традиции детективы «Хромающий человек» (1953), «Импульс» (1954) с участием Артура Кеннеди, «Тайна» (1955), а также шпионскую драму «Мастер-план» (1955). В 1956 году Эндфилд поставил три серии детективного телесериала «Полковник Марч из Скотленд-Ярда» (1956) с Борисом Карлоффом в главной роли[3][5].

Эндфилд вновь использовал собственное имя при постановке необычной криминальной экшн-драмы «Адские водители» (1957). В этой «бескомпромиссно жёсткой мелодраме» о водителе грузовика, который пытается вскрыть махинации своих боссов, сыграли такие известные актёры, как Герберт Лом, Пегги Камминс и Шон Коннери[10]. Эндфилд был удостоен номинации на премию БАФТА за сценарий этого фильма[11]. Главную роль в картине сыграл Стэнли Бейкер, с которым в 1960-е годы Эндфилд создал совместную продюсерскую компанию[4][5].

В общей сложности Бейкер сыграл главные роли в шести фильмах Эндфилда, включая «Ярость моря» (1958), «достаточно стандартную мелодраму» с элементами экшна о моряках буксирного судна в Испании[4]. Действие триллера «Буря в самолёте» (1959) с участием Ричарда Аттенборо и Стэнли Бейкера разворачивается на борту самолёта, который главный герой угрожает взорвать из мести за смерть дочери[3].

По мнению критика Хэла Эриксона, "к числу лучших поздних работ Эндфилда относятся картины «Таинственный остров» (1961), «Зулусы» (1964) и «Пески Калахари» (1965)[5].

В 1961 году для студии «Коламбиа» Эндфилд поставил фантастический приключенческий фильм «Таинственный остров» (1961) по мотивам одноимённого романа Жюля Верна, который обратил на себя внимание кукольной анимацией и спецэффектами Рэя Харрихаузена[12].

В 1964 году при создании фильма «Зулусы» Эндфилд впервые выступил в качестве продюсера (совместно с Бейкером), он также был сценаристом и режиссёром фильма[2]. Изначальная история была написана военным писателем Джоном Пребблом, по которой в 1959 году Эндфилд написал сценарий. После нескольких неудачных попыток ему удалось договориться о финансировании фильма с независимым продюсером Джозефом Е. Ливайном[4]. Фильм рассказывал эпическую историю сражения у Роркс-Дрифт в Южной Африке в 1879 году между небольшим контингентом британских войск и значительно превосходящими их по численности силами зулусских племён[4]. Этот фильм был, «безусловно, самым визуально впечатляющим и успешным среди фильмов Эндфилда»[4]. «При поддержке возбуждающей музыки Джона Бэрри картина стала великолепным поставленным „балетом сражения“ — сцены битвы составляют более половины экранного времени, снятые с близкого расстояния многочисленные эпизоды борьбы героев вовлекают зрителей в самую гущу происходящего. Социальные аспекты картины затрагивали темы британского империализма и классовой структуры общества, когда два офицера совершенно различного социального происхождения вынуждены работать как одна сплочённая команда, ради того, чтобы выжить»[4]. Роль партнёра Стэнли Бейкера, «высокомерного лейтенанта Бромхэда из верхов общества, отлично сыграл Майкл Кейн, в то время относительно неизвестный актёр, только начинавший свой путь к славе»[4]. Если не принимать во внимание несоответствие содержания картины реальным историческим событиям, то в остальном «фильм добился успеха как чистое зрелище, точно в той же степени, как и крупнобюджетные голливудские эпопеи того времени»[4].

Приключенческая лента «Пески Калахари» (1965) рассказывала о шести пассажирах, пытающихся спастись и выйти к людям после того, как их самолёт потерпел крушение в пустыне Калахари. Однако главную угрозу людям несут не суровые природные условия или агрессивная стая диких бабуинов, а внутренние конфликты между членами группы. Главные роли в картине исполнили Стюарт Уитман, Бейкер и Сюзанна Йорк[13].

Эндфилд стал «одним из нескольких известных режиссёров, которые безуспешно пытались внести смысл в психоделическую сумятицу» о маркизе Де Саде в одноимённом фильме 1969 года[5].

«Эндфилд потерял интерес к кинорежиссуре после того, как снял антивоенный фильм „Универсальный солдат“ (1971). Частично это произошло из-за того, что практически ни один из его фильмов не принёс прибыли»[4][2].

Прочая деятельность

В 1955 году Эндфилд стал соавтором очень успешной книги «Увлекательная карточная магия Сая Эндфилда» (вместе с Льюисом Гэнсоном), которую хорошо приняли как любители, так и профессионалы. Многие из трюков, описанных в книге, были придуманы самим Эндфилдом и рассказаны читателю, в манере виртуозного рассказчика. Страсть Эндфилда к фокусам сохранилась до конца жизни[4].

С конца 1950-х годов Энфилд стал много заниматься производством телевизионной рекламы[4], а в 1962 году он поставил на сцене в лондонском Вест-Энде пьесу Нила Саймона «Приди и протруби в свой рог»[4].

В 1979 году Эндфилд написал книгу «Рассвет зулу», в котором рассказывается история британской военной кампании против зулусов в 1879 году. В том же году по книге вышел одноимённый фильм, постановщиком которого был Дуглас Хикокс (соавтором сценария выступил Эндфилд, это была его последняя работа для кино)[2].

В 1980 году он изобрёл карманный компьютер «микрорайтер» на сменных батареях и с жидкокристаллическим дисплеем в 14 знаков. Клавиатура компьютера работала как музыкальный инструмент, где полный набор букв достигался путём нажатия различных комбинаций клавиш[4].

Сай Эндфилд умер 16 апреля 1995 года в Шипстон-он-Стур, Уорикшир, Великобритания.

Фильмография

Примечания

  1. Trevor Willsmer. Obituary. www.independent.co.uk/news/people/obituary--cy-endfield-1616460.html
  2. ↑ http://www.tcm.com/tcmdb/person/57496%7C34517/Cy-Endfield/
  3. ↑ http://www.imdb.com/filmosearch?explore=title_type&role=nm0256831&ref_=filmo_ref_job_typ&sort=user_rating,desc&mode=advanced&page=1&job_type=director&title_type=movie
  4. ↑ http://www.imdb.com/name/nm0256831/bio?ref_=nm_ov_bio_sm
  5. ↑ http://www.allmovie.com/artist/cy-raker-endfield-p88972
  6. http://www.screenonline.org.uk/people/id/507075/
  7. ↑ http://www.nytimes.com/1995/05/02/obituaries/cy-endfield-80-blacklisted-director.html
  8. http://www.dvdtalk.com/dvdsavant/s3339unde.html
  9. http://movies.nytimes.com/movie/review?res=9B03E2DA133BE13BBC4F53DFB366838A649EDE
  10. http://www.allmovie.com/movie/v94718
  11. http://www.imdb.com/title/tt0051713/awards?ref_=tt_awd
  12. http://www.tcm.com/this-month/article/28071%7C0/Mysterious-Island.html.html
  13. http://www.imdb.com/title/tt0059675/?ref_=nm_flmg_dr_3

Ссылки

  • Сай Эндфилд на сайте IMDB
  • Сай Эндфилд на сайте Allmovie
  • Сай Эндфилд на сайте Turner Classic Movies

Сай Эндфилд.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93