Сверхтяжёлые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 80 тонн.
Идея разработки сверхтяжёлого танка базировалась на желании создать неуязвимый танк для прорыва вражеских линий обороны, без сопутствующих таким кампаниям тяжёлых потерь в технике. Работы по созданию сверхтяжёлых танков достаточно активно велись в большинстве стран, обладающих развитыми бронетанковыми войсками (в частности, Великобритания, Германия, СССР), с момента появления танков вплоть до 1960-х годов. Что же до материального воплощения данных разработок, то, в подавляющем большинстве, сверхтяжёлые танки оставались «на бумаге». За всю историю танковых войск было создано лишь несколько экземпляров подобных танков, и ни одна из этих машин не применялась в боевых действиях.
Содержание |
«Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.
КВ-5, (или объект 225[1], иногда также называемый КВ-6[1]) — советский проект двухбашенного сверхтяжёлого танка периода Великой Отечественной войны. Масса порядка 100 т, в металле не реализован. Разработка проекта была прекращена летом 1941 года ради более насущных задач того времени.
О-И, или Тип 100 — разработанный Японией в конце Второй мировой войны проект сверхтяжёлого танка, который должен был использоваться на Тихоокеанском ТВД. Достоверная информация о том, вышел ли танк за рамки проектирования или остался «на бумаге», отсутствует, равно как и какие-либо сохранившиеся изображения или фотографии проекта. Боевая масса — 120—130 т.
K-Wagen (также Kolossal-wagen, Kolossal или просто K) — немецкий сверхтяжёлый танк периода Первой мировой войны. Отличался огромными размерами и весом, из-за чего представлял собой скорее не танк, а «подвижной форт». К концу войны ни один танк так и не был закончен полностью, а незаконченный первый экземпляр танка и детали второго сразу же по окончании войны были уничтожены. Масса- 150 т.
Интерес к танкам в Германии резко возрос после гражданской войны в Испании (1936—1939 гг.), которая продемонстрировала ясную необходимость присутствия на поле боя тяжелых бронемашин, которые способны «взламывать» оборону противника. Именно после этой войны многие страны, в том числе и Германия, занялись развитием этого вида боевой техники, пытаясь наверстать упущенное время после Первой мировой войны. Работы велись в основном в двух направлениях: создание «легких» пушечно-пулеметных танков и «средних», вооруженных пушками большого калибра и «экипированных» в противоснарядную броню. Причём с постоянным усилением вооружения, защиты и ростом мощности двигателей масса танков непрерывно возрастала.
В июне 1942 года концерн «Крупп» подготовил эскизный проект и техническое задание на танк Р.1000 «Ратте» («Крыса»). Инициатором проекта выступал инженер Эдвард Гроте, который в те годы занимался в германском министерстве вооружений разработкой подводных лодок. На танк невероятных размеров (длина 35 м, ширина 14 м, высота 11 м) предполагалось установить трехорудийную башню от «карманного» линкора типа «Дойчланд» со снятым центральным орудием. Проект «Ландкройцер», как назвал его сам Эдвард Гроте, был одобрен Адольфом Гитлером. Фюреру были свойственны гигантомания и страсть к «супероружию», тем более, когда дело доходило до разработки перспективной военной техники.
На «Ландкройцере» инженер Гроте остановиться не мог и уже к концу 1942 года представил комиссии Генштаба эскизный проект танка Р.1500 «Монстр» боевой массой 1500 т, вооруженного мощнейшим артиллерийским орудием — пушкой «Дора» калибром 800 мм, который до этого устанавливался на железнодорожную платформу. После выстрела этого орудия рельсовое полотно вминалось на 5 см в землю. Но проект был отвергнут почти сразу же, особенно после испытаний орудия, не показавшего эффективность. Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии, генерал-полковник Франц Гальдер, охарактеризовал «Дору» как «произведение искусства, однако совершенно бесполезное».
Летом 1942 года, когда еще ничто не предвещало Германии сокрушительного поражения, концепция подобного танка себя оправдывала, при условии, что использовать его будут в качестве сверхтяжелой САУ. Сверхтяжелое орудие было незаменимо при взятии хорошо укрепленных позиций врага, при предполагаемом штурме городов-крепостей, таких как Ленинград и Москва.
Был и ещё вариант применения, о чем говорит инициатива со стороны Кригсмарине. Тяжелый танк «Ратте» мог стать передвижной береговой батареей для отражения морского десанта.
По одной версии, орудийная башня от так и не построенного сверхтяжелого танка Р.1000 была установлена в качестве стационарной береговой батареи в Норвегии.
Появление и присутствие на поле боя танка столь внушительных размеров сопровождалось бы отрицательным влиянием на психологическое состояние вражеских сил. Этот сверхтяжёлый танк с большой вероятностью мог бы стать флагманом танковых войск Германии. Однако реализация такого проекта крайне дорого обошлась бы Третьему рейху. Производство такого танка было возможно только на специализированном заводе или судостроительной верфи, а также потребовало бы затрат колоссального количества ресурсов.
В 1943 году министр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер приказал прекратить работы по «Ландкройцерам» с целью высвобождения ресурсов и производственных мощностей для изготовления стандартных боевых единиц, необходимость в которых росла с каждым днем.
Внешние изображения | |
---|---|
TOG 1 | |
TOG1 image 1 | |
TOG1 image 2[2] |
проект 100-тонного «Летающего слона», разработанный еще в 1916 году, остался нереализованным. Вагонообразный корпус «танка-слона», опиравшийся на две гусеницы, кроме того был снабжен парой гусениц под днищем для предотвращения «вывешивания» машины на препятствиях. |
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сверхтяжёлый танк.