Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Договор между ссср и японией апрель 1941, отношения между ссср и сша в 70-е гг характеризуются как, договор между ссср и кипром 1984

Перейти к: навигация, поиск

Соглашение между СССР и Маньчжоу-го об уступке прав Маньчжоу-го прав СССР в отношении КВЖД (СМЖД) было подписано 23 марта 1935 года в Токио.[1]

История

В 1927 году кабинет правительства Японии возглавил милитарист[источник не указан 542 дня] генерал Танака Гиити. Начала формироваться «Политическая программа в отношении Китая», которая состояла в том, что Маньчжурия и Монголия стали предметом «особой заботы Японии».[2] С 1931 года усиливается угроза японской агрессии против Китая. В Маньчжурии соредоточены части Квантунской армии, охранявшие Южно-Маньчжурскую железную дорогу и другие объекты, полученные после русско-японской войны.[3] В Китае тем временем Чан Кайши вёл борьбу с китайской Красной армией.

После Мукденского инцидента на ЮМЖД, случившегося 18 сентября 1931 года, Советский Союз ощутил угрозу своей собственности в Маньчжурии. Появилась информация о том, что японскими частями занята узловая станция Куаньчэнцзы, которая находилась на юге КВЖД, и о том, что среди советских «граждан имеются даже убитые».[4] Через пять дней после начала агрессии японцы заняли провинции Мукден и Цзилинь. Китайская армия отступала, обеспечивая свободу действиям японцев на КВЖД. Советское правительство сделало заявления, в которых говорилось о невмешательстве в японо-китайскую войну.

Вскоре японская армия взяла Цицикар и стала продвигаться к Харбину. Японская сторона стала обвинять руководство железной дороги в «перевозке китайских войск»[5], несмотря на существующую директиву о том, чтобы «не соглашаться на перевозку на фронт той или иной воюющей стороны по КВЖД».[6] Вскоре последовали требования Японии: разрешить перевозки по КВЖД, перепоручить охрану дороги японцам, перевозить войска с 50 % от тарифа и охрану дороги — бесплатно; а также просьба решить вопрос «об использовании восточной линии КВЖД для перевозки японских войск»[5][7]

Несмотря на условия Портсмутского договора, не разрешающие перевозку войск по дороге в стратегических целях, Советское правительство вынуждено было дать согласие.[8]

1 марта 1932 года на Дальнем Востоке появилось «независимое» государство Маньчжоу-го. Обстановка на КВЖД резко обострилась. В апреле 1932 года в Харбине по обвинению «в террористических актах» были арестованы 150 советских граждан. Их подвергли избиениям, пыткам, несколько человек были замучены насмерть. Наряду с арестами наблюдались захваты железнодорожных станций и притязания на имущество КВЖД.

Спустя некоторое время на западе КВЖД началось китайское восстание «Армии спасения родины». На просьбу японского правительства, СССР дал согласие на перевозку японских войск на станцию Маньчжурия, где были захвачены японские дипломаты.

К концу 1932 года вся КВЖД находилась под контролем японских военных, а в населённых пунктах магистрали развивались флаги Маньчжоу-го.

В первой половине 1933 года участились нападения хунхузов на восточную линию КВЖД, кроме того японцы продолжили свои бесчинства. За год КВЖД потеряла 55 человек убитыми, 825 человек ранеными, 593 человека были уведены в плен. Свыше тысячи человек были ограблены. Повреждено и разграблено 50 паровозов, 958 классных и 855 товарных вагонов, разрушен путь в 53 местах общим протяжением в 4 км, разрушено и повреждено 124 гражданских и служебных здания, 775 раз была повреждена связь.

Нахождение японских войск вдоль советских границ требовало от руководства конкретных шагов. 2 мая 1933 года Советское правительство выразило готовность продать железную дорогу.

Советская делегация запросила сумму в размере 250 млн золотых рублей (625 млн японских иен). Однако маньчжурская делегация в ответ предложила 25 млн золотых рублей (50 млн японских иен). В августе советская делегация понизила выкупную сумму до 160 млн иен, а японо-маньчжурская сторона повысила своё предложение до 120 млн иен. Переговоры зашли в тупик, на КВЖД начались аресты, которые тщательно замалчивались в Японии. Продажа магистрали стала необходимостью, а не миролюбивым шагом.[9]

12 сентября министр иностранных дел Японии предложил цену в 140 млн иен. При этом 2/3 выкупной суммы должно было обеспечиваться товарами и 1/3 — денежными платежами, причём половина этой суммы должна была выплачиваться сразу же после подписания соглашения.[10]

КВЖД японцы переименовали в Северо-Маньчжурскую железную дорогу.[1]

Примечания

  1. ↑ Новый исторический вестник. Документы внешней политики СССР. Т. 18. М., 1973. С. 204–213.
  2. Кошкин А. А. Крах стратегии «спелой хурмы». С. 14-15
  3. Дейтон Л. Вторая мировая: ошибки, промахи, потери. М., 2000. С. 566—567
  4. ДВП СССР. Т. 14. М., 1968. С. 530
  5. 1 2 ДВП СССР. Т. 14. С. 671
  6. Ефимов Г. В., Дубинский А. М, Международные отношения на Дальнем Востоке. С. 89
  7. ДВП СССР. Т.15. С. 147
  8. ДВП СССР. Т. 15. С. 147—148
  9. Кутаков Л. Н. История советско-японских дипломатических отношений. С. 138.
  10. ДВП СССР. Т. 17.С. 569—660

Ссылки

  • В. А. Жилкин. Саратов. КВЖД. Взаимоотношения СССР и Японии (1931–1935) (к 70-летию продажи КВЖД)

Договор между ссср и японией апрель 1941, отношения между ссср и сша в 70-е гг характеризуются как, договор между ссср и кипром 1984.

Гончаров, Олег Юрьевич, Фляга, DailyMail.co.uk, Файл:Sun and VY Canis Majoris-ru.svg, Трохановский.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93