Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза | |
---|---|
укр. Угода про асоціацію між Україною та ЄС англ. Ukraine–European Union Association Agreement |
|
Украина и Европейский союз
|
|
Тип договора | Соглашение об ассоциации с Европейским союзом |
Подготовлен | 30 марта 2012 года |
Подписан — место |
21 марта[1] и 27 июня 2014 года[2] Брюссель, Бельгия |
Стороны | Европейский союз Евратом 28 стран-членов ЕС Украина |
Статус | частично задействовано |
Сайт | тексты Соглашения (англ.) |
Соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом (укр. Угода про асоціацію між Україною та ЄС, англ. Ukraine–European Union Association Agreement) — международный договор, имеющий целью углубление интеграции между Украиной и Евросоюзом в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности и призванный заменить прежнее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной.
Переговоры о заключении Соглашения об ассоциации велись между Украиной и Европейским союзом с 2007 года. Текст нового документа был окончательно согласован ещё в ноябре 2011 года, но в связи с осложнившимися отношениями между Евросоюзом и Украиной его подписание несколько раз откладывалось, при этом Евросоюз выдвинул украинскому руководству ряд предварительных условий. 30 марта 2012 года Соглашение было парафировано главами делегаций Украины и Евросоюза. В ноябре 2013 года, за несколько дней до Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства», где планировалось провести подписание Соглашения об ассоциации, процесс подготовки к подписанию был по инициативе украинского правительства приостановлен[3].
Отказ президента Виктора Януковича подписать соглашение с Евросоюзом привёл к массовым беспорядкам в центре Киева, и после почти трёх месяцев жёсткого противостояния в конце февраля 2014 года на Украине произошла смена власти. 2 марта новое правительство распорядилось возобновить процесс подготовки к подписанию соглашения. 21 марта представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения — ту часть документа, которая касается политического взаимодействия, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом[1]. 27 июня 2014 года была подписана экономическая часть Соглашения.[2]
16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, который в тот же день был подписан президентом Петром Порошенко.
Текст Соглашения об ассоциации состоит из преамбулы, семи разделов («Общие принципы», «Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней политики и безопасности», «Юстиция, свобода и безопасность», «Торговля и вопросы, связанные с торговлей», «Экономическое и отраслевое сотрудничество», «Финансовое сотрудничество», «Институциональные, общие и заключительные положения»). В документ также входят 44 приложения, 3 протокола и декларация, которые также являются частью соглашения[4][5][6].
Правовая база для заключения соглашений об ассоциации с Европейским союзом закреплена в Договоре о Европейском союзе 1993 года. Обычно ЕС заключает такие соглашения в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ. Подписав соглашение, государство-партнёр получает ряд привилегий — беспошлинный доступ на некоторые или все рынки ЕС, получение финансовой или технической помощи, создание зоны свободной торговли с ЕС[7].
22 января 2006 года Совет министров иностранных дел ЕС утвердил мандат Еврокомиссии на переговоры с Украиной о новом базовом соглашении, призванном обеспечить качественно новый, более глубокий формат отношений и послужить стратегическим ориентиром в проведении системных социально-экономических реформ на Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС[5]. Мандат не предусматривал включение в соглашение перспективы членства Украины в ЕС, однако и не отрицал такой возможности[8]. Украина, со своей стороны, рассматривала Соглашение об ассоциации как важный шаг на пути перехода в перспективе к следующему этапу — подготовке к вступлению в ЕС[5].
Переговоры начались 5 марта 2007 года. 9 сентября 2008 года в Париже, на саммите Украина—ЕС, готовящийся документ получил своё название — «Соглашение об ассоциации». В течение 2007—2011 годов было проведено более двадцати раундов переговоров в рамках трёх рабочих групп. 18 февраля 2008 года стартовали переговоры по подготовке соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) как неотъемлемой составной части Соглашения об ассоциации. Для этого была образована четвёртая рабочая группа, которая провела 18 раундов переговоров[9].
На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал, что надеется подписать Соглашение об ассоциации с Украиной до середины 2011 года[10], однако арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года поставил перспективы подписания этого соглашения под сомнение. Так, Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон предупредила Украину, что, хотя переговоры по соглашению будут продолжены, в процессе его ратификации «могут возникнуть проблемы, если не изменится подход украинских властей» к судебному процессу над Юлией Тимошенко[11].
Маркус Лёнинг, уполномоченный правительства Германии по правам человека, осудил «избирательное и политически мотивированное правосудие в отношении Тимошенко» и заявил, что Германия и Евросоюз «будут пристально следить за развитием событий на Украине».[12] Приговор по делу против Тимошенко, оглашённый в октябре того же года, вызвал однозначно негативную реакцию как США, так и Евросоюза.[13]
11 ноября 2011 года в Брюсселе состоялся завершающий двадцать первый раунд переговоров, в ходе которого были окончательно согласованы все положения текста Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Подписать его планировалось во время XV саммита Украина-ЕС 19 декабря 2011 года, однако в связи с ситуацией вокруг Тимошенко подписание было отложено, а стороны ограничились лишь официальным объявлением о завершении переговоров[5][14][15]. Лишь 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза на переговорах было парафировано Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, а 19 июля 2012 года — Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли[16][17].
В апреле 2012 года канцлер ФРГ Ангела Меркель и министерство иностранных дел ФРГ обращались к президенту Януковичу с просьбой разрешить Юлии Тимошенко пройти обследование в немецкой клинике, но получили отказ[18]. В ответ на обращение украинской оппозиции европейские лидеры летом 2012 года бойкотировали чемпионат Европы по футболу, проходивший на Украине и в Польше, в знак протеста против отказа украинского руководства облегчить положение Юлии Тимошенко[19].
С июня 2012 года на Украине действовала миссия Европарламента по наблюдению за решением на Украине проблемы выборочного правосудия (в неё вошли экс-председатель Европейского парламента Пэт Кокс и экс-президент Польши Александр Квасьневский), целью которой было решение проблемы тюремного заключения Юлии Тимошенко и других украинских оппозиционных политических деятелей. Её мандат несколько раз продлевался, вплоть до саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе (ноябрь 2013).
Несмотря на критику ситуации на Украине, звучавшую со стороны Евросоюза в течение всего года, 10 декабря 2012 года Совет иностранных дел Евросоюза одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе в ноябре 2013 года при условии, что Киев продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в реформировании избирательного законодательства, решении проблемы выборочного правосудия и продолжении конституционных реформ[20][21].
15 февраля 2013 года кабинет министров Украины утвердил план первоочередных мероприятий на 2013 год по интеграции в Евросоюз[22][23].
В конце февраля 2013 года на саммите Украина-ЕС европейскими представителями был выдвинут ряд требований по изменению законодательства Украины и устранению «выборочного правосудия»[24][25][26]. Президент Янукович заверил, что Украина сделает всё, что в её силах, чтобы выполнить условия ЕС.[27]. 25 февраля Украина и ЕС подписали соглашение о выделении Киеву макрофинансовой помощи в размере 610 млн евро при условии возобновления сотрудничества между Украиной и МВФ. Этот вопрос время от времени поднимается ещё с 2010 года, однако условия, которые выдвигает МВФ, продолжают оставаться неприемлемыми для правительства Украины[28][29][30]. В это же время президент Янукович вёл переговоры с Россией, пытаясь найти приемлемую модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом ЕврАзЭС[31]. Однако председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу ясно дал понять, что Украина не сможет одновременно быть членом Таможенного союза и присоединиться к соглашению о свободной торговле с ЕС. Тогда же, комментируя вопрос о возможности введения безвизового режима между ЕС и Украиной, глава Еврокомиссии отметил, что в этом направлении «ещё предстоит проделать большую работу»[32].
В апреле 2013 года президент Янукович своим указом помиловал бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко и бывшего министра охраны окружающей среды Георгия Филипчука[33], что было положительно воспринято европейскими чиновниками. Вопрос о судьбе Юлии Тимошенко, однако, так и остался нерешённым.
18 сентября Кабинет министров Украины единогласно одобрил проект Соглашения об ассоциации с Европейским союзом[34]. В октябре президент России Владимир Путин заявил, что в случае создания ассоциации с ЕС Украина не сможет присоединиться к Таможенному союзу.
23 октября Европейский парламент принял резолюцию, которой рекомендовал подписать Соглашение о ассоциации с Украиной и дал согласие на его частичное применение без завершения ратификации, при условии выполнения обозначенных критериев[35].
18 ноября состоялось заседание Совета министров иностранных дел Евросоюза, на котором планировалось принять окончательное решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации с Украиной на саммите в Вильнюсе 28-29 ноября. Совет не смог принять решения, поскольку Украина не выполнила предъявлявшиеся к ней требования, — при этом было указано, что двери для Украины остаются открытыми[36].
Депутаты от Партии регионов и КПУ, однако, на заседании Верховной рады 21 ноября отклонили все шесть предложенных законопроектов, позволивших бы экс-премьеру Юлии Тимошенко выехать за рубеж для прохождения лечения, — то есть выполнить одно из основных требований Евросоюза[37]. Был принят лишь закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов», подготовленный с учётом мнений экспертов Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ[38]. Позднее в этот же день Кабинет министров Украины сообщил о приостановке подготовки к ассоциации с ЕС[39]:
С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза… приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, и действие решения Кабинета Министров Украины от 18 сентября 2013 г. «О подготовке к подписанию проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны».
Вице-премьер Украины Юрий Бойко заявил, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Евросоюза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ и другими странами СНГ в случае подписания Украиной этого соглашения. Иначе экономика Украины очень серьёзно пострадает и это отразится на уровне жизни населения. Правительство рассчитывает, что это решение и ожидаемая активизация отношений с Россией и другими странами СНГ будут способствовать активизации торгово-экономического сотрудничества, особенно в сфере энергетического машиностроения, космоса и авиастроения[40]. Премьер-министр Украины Николай Азаров, в свою очередь, сказал, что одним из решающих факторов при принятии данного решения были крайне жёсткие условия, на которых МВФ согласился предоставить Украине новый кредит[41].
Заявив о приостановлении переговоров, представители украинских властей, однако, заверили в неизменности евроинтеграционного курса[42]. В СМИ распространилась информация, что, фактически, решение вопроса о присоединении к тому или иному интеграционному объединению (Евросоюз или Таможенный союз ЕврАзЭС) будет зависеть от финансовой выгоды, которую Украина может получить. Так, от России и ТС Украина ожидала послаблений в экспортной и нефтегазовой сферах[43], а от ЕС ожидала списания долгов и предоставления новых кредитов[44]. Последние ожидания не сбылись. Евросоюз отказал как в прямой финансовой помощи, так и в облегчении доступа украинских товаров на европейский рынок[42].
22 ноября ЕС отклонил предложение украинского правительства провести переговоры в трёхстороннем формате Евросоюз-Украина-Россия как «беспрецедентное» в европейской практике[45].
28 ноября на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе было парафировано лишь соглашение о совместном авиапространстве между Украиной и ЕС. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС подписано не было[46]. 29 ноября, выступая на саммите, президент Украины Виктор Янукович заявил, что Украина сохраняет приверженность идеям евроинтеграции и намерена в ближайшем будущем подписать соглашение об ассоциации с ЕС, но прежде этого ожидает от руководителей Евросоюза и связанных с ним организаций «решительных шагов навстречу Украине в вопросе разработки и реализации программы финансово-экономической помощи с использованием всех имеющихся механизмов и ресурсов как институтов, так и государств — членов ЕС». Среди таких шагов Виктор Янукович назвал организацию программ бюджетной помощи со стороны ЕС и МВФ, пересмотр торговых ограничений на импорт украинской продукции, участие ЕС в реконструкции украинской газотранспортной системы и отказ стран-членов ЕС от участия в проектах по строительству систем транспортировки газа в обход Украины, а также урегулирование проблем и противоречий с Россией и другими странами Таможенного союза. В завершение Янукович выразил надежду, что Украина сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС уже на следующем саммите «Восточного партнёрства»[47].
15 декабря Комиссар по вопросам расширения Европейского союза Штефан Фюле сообщил, что руководство ЕС приостанавливает переговоры с Украиной по соглашению об ассоциации.
«Глубокое разочарование» решением украинского правительства высказали чиновники Евросоюза[48][49][50], представители руководства США[51], ПАСЕ[52], европейских государств[53].
Представители США, Польши, Германии, Швеции и других стран обвинили Россию в срыве соглашения и давлении на Украину[54][55][56].
Решение кабинета министров вызвало массовые протесты в Киеве и ряде регионов Украины, что привело к отставке правительства Николая Азарова, а впоследствии — к полной смене власти.
2 марта 2014 года новое правительство Арсения Яценюка распорядилось возобновить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС.
21 марта в Брюсселе был подписан политический блок Соглашения об ассоциации[57].
27 июня была подписана экономическая часть соглашения[2]. Позднее, однако, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Соглашение об ассоциации Евросоюза с Украиной начнёт действовать не сразу, а лишь после переговоров с участием России, что, по словам канцлера, позволит найти решения для снятия российских опасений[58].
11 июля в Брюсселе прошли первые трёхсторонние переговоры РФ, ЕС и Украины по реализации Соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины. Стороны обсудили практические вопросы реализации соглашения о свободной торговле, входящего в экономический блок Соглашения об ассоциации, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной
12 сентября 2014 года на вторых трёхсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли в рамках ассоциации Украины с ЕС до, как минимум, конца 2015 года и о сохранении на протяжении этого срока режима свободной торговли в рамках СНГ. До этого времени Евросоюз сохранит право беспошлинного доступа для украинских товаров на европейский рынок, а европейский экспорт на Украину продолжит облагаться пошлинами. Трёхсторонние консультации продолжатся, Россия и Украина сохранят режим свободной торговли в рамках СНГ. Россия настаивает на том, чтобы договорённость об отсрочке имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС была оформлена актами Верховной рады и Еврокомиссии. Россия предупредила, что в случае «ползучей» имплементации соглашения Украина-ЕС это будет рассматриваться как нарушение договорённостей, и РФ оставляет за собой право снять режим преференциальной торговли с Украиной.[59][60].
Соглашение должно быть ратифицировано Украиной, всеми членами ЕС и Европейским Парламентом[61].
На данный момент полностью выполнили процедуру ратифицировали 8 из 30 сторон.
Условные обозначения:
Подписан, но не вступил в силу Подписан и вступил в силу Процесс ратификации различается в разных странах. Обычно требуется ратификация парламентом (обеими палатами) и подпись главы государства.
16 сентября 2014 года Украина ратифицировала соглашение. Хронология процесса[97]:
По состоянию на конец 2013 года планировавшееся подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом поддерживалось, в частности, представителями украинской политической оппозиции[105]. С другой стороны, сторонники интеграции с Россией считали и продолжают считать, что это соглашение идёт вразрез с географическим положением страны, её экономическими и культурными интересами.
Так, по мнению экспертов из Киевского центра политических исследований и конфликтологии, решение украинского правительства в ноябре 2013 года о приостановлении подписания соглашения могло позволить Украине в ближайшей перспективе избежать серьёзных рисков для ключевых отраслей экономики, в том числе снижения уровня таможенной защиты национального производства, притока спекулятивных инвестиций из стран ЕС, сокращения поставок сельскохозяйственной продукции в страны ЕС, усиления сырьевой ориентации экономики страны[42].
Ведя переговоры с Евросоюзом о подписании Соглашения об ассоциации, президент Украины Виктор Янукович и украинское правительство в то же время предпринимали усилия по выработке приемлемой для Украины модели сотрудничества с Таможенным союзом ЕврАзЭС[31], хотя еврочиновники ещё весной 2011 года ясно дали понять, что Украина не сможет одновременно быть членом Таможенного союза и присоединиться к соглашению о свободной торговле с ЕС[32]. При этом еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле выражал мнение, что соглашение Украины об ассоциации с ЕС вполне совместимо с её статусом наблюдателя в Таможенном союзе ЕврАзЭС[106].
23 апреля 2013 года премьер-министр Украины Николай Азаров сообщил, что руководство Украины достигло договорённости с Таможенным союзом ЕврАзЭС о статусе наблюдателя в этой организации[107].
Президент России Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что подписание тех или иных соглашений между Украиной и ЕС — суверенный выбор Украины. В то же время он предупреждал, что в случае подписания соглашений об ассоциации Украины с Евросоюзом и создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной Россия будет вынуждена принять меры по защите собственных экономических интересов и будет активно защищать свои рынки от украинских товаров, а также поставит вопрос об исключении Украины из зоны свободной торговли СНГ[108][109]. Примерно ту же точку зрения озвучивал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев[110].
При этом, как отмечали некоторые украинские и западные СМИ, параллельно российское руководство прилагало усилия к тому, чтобы убедить Украину (как и некоторые другие бывшие советские республики) изменить свой евроинтеграционный выбор и вступить в Таможенный союз ЕврАзЭс[111].
Серьёзная напряжённость возникла в российско-украинских отношениях в конце июля 2013 года: сначала Роспотребнадзор запретил импорт продукции украинской кондитерской компании «Рошен»[112][113], а затем стало известно о большом скоплении украинских товаров на границе между странами в связи с ужесточением процедур таможенного досмотра грузов[114][115]. Ситуация вызвала большую озабоченность не только у экспортёров, но и у украинских властей[109][116]. В конце октября был приостановлен импорт в Россию вагонов украинских заводов «Азовобщемаш», «Днепровагонмаш» и Крюковского вагонзавода[117].
Украинские СМИ также указывали на информационное давление со стороны России на украинскую гривну, осуществлявшееся путём распространения сообщений о растущем государственном долге Украины, сокращении её золотовалютных резервов, о грядущем на Украине дефолте и валютном кризисе, которые якобы не подтверждались западными экспертами[118][119][120][121][122][123][124]. Следует, однако, иметь в виду, что существуют объективные данные, свидетельствующие о тяжёлом состоянии украинской экономики в 2013 году и дальнейшем ухудшении ситуации[125][126][127]. За два месяца до Евромайдана агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Украины, составив негативный прогноз. Золотовалютные резервы Украины сократились до 20,6 млрд долларов. Оставался нерешённым вопрос о предоставлении Украине финансовой помощи со стороны МВФ, который требовал от Украины резкого увеличения тарифов на ЖКХ, замораживания пенсий и отмены субсидирования сельского хозяйства. Государственный долг Украины составил почти 70 млрд долларов[128].
Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза.