Союз-1 | |||||
Эмблема | |||||
---|---|---|---|---|---|
Полётные данные корабля | |||||
Название корабля | Союз-1 | ||||
Ракета-носитель | Союз | ||||
Полёт Союза № | 1 | ||||
Стартовая площадка | Байконур, площадка 1 | ||||
Запуск | 23 апреля 1967 00:35:00 UTC |
||||
Посадка | 24 апреля 1967 03:22:52 UTC |
||||
Место посадки | около 51° с. ш. 59° в. д. / 51.3615° с. ш. 59.5622° в. д. (G) (O) | ||||
Длительность полёта | 1 день 2 часа 47 мин 52 сек | ||||
Количество витков | 18 | ||||
Апогей | 221,1 км | ||||
Перигей | 203,1 км | ||||
Наклонение | 51,72° | ||||
Период обращения | 88,45 мин | ||||
Масса | 6,450 т | ||||
NSSDC ID | 1967-037A | ||||
NORAD ID | 02759 | ||||
Полётные данные экипажа | |||||
Членов экипажа | 1 | ||||
Позывной | «Рубин» | ||||
Фотография экипажа | |||||
Связанные экспедиции | |||||
|
«Союз-1» — первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз», запущенный на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился единственный космонавт, Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров, который погиб во время приземления аппарата. Дублёром Комарова в этом полёте был Юрий Алексеевич Гагарин.
Программа полёта предусматривала не только первое испытание корабля серии в пилотируемом режиме, но и сразу первую в мире стыковку пилотируемых кораблей с запускаемым вслед кораблём «Союз-2» с экипажем Быковский, Елисеев, Хрунов и переход через открытый космос последних двоих для возвращения на «Союзе-1», в котором для них были установлены второе и третье индивидуальные кресла-ложементы. Ввиду неполадок на «Союзе-1», старт однотипного второго корабля был отменён, что спасло жизни его экипажа.
Полёт со стыковкой пилотируемых кораблей планировался несмотря на то, что три беспилотных испытательных полёта кораблей «Союз» (7К-ОК № 2, известный как «Космос-133»; 7К-ОК № 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию САС и взрыву ракеты на стартовом сооружении; 7К-ОК № 3 «Космос-140») оказались полностью либо частично неудачными, а инженеры зафиксировали около 200 замечаний к конструкции корабля. Руководство СССР и космической отрасли было недовольно тем, что за предыдущие два года в СССР не было ни одного пилотируемого полёта (после досрочного прекращения рискованной и малоперспективной программы «Восход»), в то время как США с марта 1965 года по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полётов по программе «Джемини», впервые в мире осуществив орбитальные маневры, сближение кораблей и орбитальную стыковку, поставив рекорды длительности и высоты пилотируемого полета, а также длительности выхода в открытый космос. Кроме того, испытательные полёты «Союзов» требовались для подготовки советской лунной программы, в которой лунно-облётный корабль Л1 «Зонд» и лунно-орбитальный корабль-модуль ЛОК экспедиционного комплекса Л3 были унифицированы с «Союзами», а лунно-орбитальный ЛОК и лунно-посадочный ЛК корабли-модули комплекса Л3 также использовали стыковку с переходом члена экипажа через открытый космос.
Неполадки начались сразу после выхода корабля «Союз-1» на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии. Вследствие этой неисправности полёт был досрочно прекращён, и корабль (вполне успешно) сошёл с орбиты на посадку. Однако, уже после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы, который привёл к катастрофе и гибели космонавта. Этот был первый случай гибели экипажа космического корабля в полете.
Внешние изображения | |
---|---|
Памятник на месте гибели корабля |
По некоторым сведениям, причиной отказа основного парашюта стало нарушение технологии на заводе: при подготовке спускаемого аппарата (СА) к окраске не был закрыт промасленной бумагой полированный лоток выброса парашюта. Лоток был покрашен вместе с СА, на участке спуска из-за нагрева аппарата о воздух краска стала липкой и основной парашют оказался приклеенным к лотку, сработал только вытяжной, которого было недостаточно, чтобы погасить скорость с 220 м/с на высоте 7 км[1] и СА ударился о землю на скорости около 50 м/с и сгорел. Запасной парашют вышел, но не раскрылся, из-за того, что его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной парашютной системы.
По другим данным, на полированный лоток могли осесть летучие фракции химреагента тепловой защиты во время его полимеризации в автоклаве из-за того, что смежники запаздывали с изготовлением крышек парашютных контейнеров и контейнеры во время этой процедуры были закрыты чем попало.
Из дневника Николая Петровича Каманина:
Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров.[2]
По итогам расследования причин аварии, СА КК «Союз» парашютная система была модифицирована — контейнеры сделаны расширяющимися, стенки их утолщили.
После аварии «Союза-1» последовал 1,5-годовой перерыв в пилотируемых полетах, конструкция корабля была значительно переработана для повышения его надежности и было выполнено 6 беспилотных отработочных пусков, в числе которых в 1967 году состоялась первая автоматическая стыковка двух «Союзов» («Космос-186» и «Космос-188»). В 1968 году возобновились пилотируемые полеты, а в 1969 году проведены первая пилотируемая стыковка по невыполненной в 1967 году программе (корабли «Союз-4» и «Союз-5») и групповой полёт трёх кораблей сразу.
Космические корабли серии «Союз» | ||
---|---|---|
Годы, № полётов | Пилотируемые: | |
1967—1976, 1..20 | ||
1976—1981, 21..40 | ||
1981—1988, 41..60 | ||
1989—1998, 61..80 | ||
1998—2008, 81..100 | ||
2009—2014, 101..125 | ||
Беcпилотные: | ||
1966—1974 | ||
1975—1986 |
Космос-772 • 20 • Космос-869 • -1001 • 32 (посадка) • Космос-1074 • 34 (запуск) • Т-1 • ТМ-1 |
|
Отменённые: | ||
Союз-1.