Сталини́т (закалённое стекло, калёное стекло, калёнка) — стекло, нагретое до температуры закалки (650—680 °C) с последующим быстрым равномерным охлаждением воздухом. В результате такой обработки в поверхностных слоях стекла образуются остаточные напряжения сжатия, обеспечивающие его повышенную механическую прочность, термостойкость и безопасность при разрушении. Разбиваясь, такое стекло разрушается на множество мелких осколков с тупыми гранями, которые не способны причинить серьёзные травмы. Таким образом, закаленное стекло обладает тремя основными полезными свойствами, каждое из которых имеет свое предназначение в промышленности.
Назван в честь Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина[1].
Безопасность и механическая прочность закаленного стекла используется в строительстве, посуде, психиатрии, витринах магазинов, для устройства заграждений на хоккейных площадках, мебельной, автомобильной и железнодорожной промышленности. Такое свойство, как термостойкость, позволяет остеклять здания без риска термошока, особенно для тонированных в массе стекол.
Закаленное стекло не подлежит резке, сверлению и другой механической обработке.
В автомобильной промышленности сталинит используют для изготовления боковых или задних автостекол. Для производства лобовых стекол используют триплекс. Автомобильные стекла, сделанные из сталинита, маркируются английским словом «Tempered» — «закаленное стекло» или буквой «T».[2]
Петров, Георгий Петрович, нач. лаборатории завода, Грачёв, Андрей Андреевич, инженер стеклозавода имени М. Горького, Зильберштейн, Яков Матвеевич, Лиознянская, Софья Григорьевна, н. с. ВНИИС; Емельянов, Иван Михайлович, бывший директор завода «Автостекло», Бреховских, Серафим Максимович, гл. инженер «Главтехстекло», Казанский, Михаил Сергеевич, доцент ЛТИ имени Ленсовета, — за разработку и освоение производства закалённого стекла «Сталинит» получили Сталинскую премию .
Это заготовка статьи о стекле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сталинит.