Город
Показать/скрыть карты
|
Стерлитама́к (башк. Стәрлетамаҡ, МФА: Стәрлетамаҡ , [stær.ˌlɪ̞.tɑ.ˈmɑq]?) — город в Республике Башкортостан Российской Федерации, бывшая столица Автономной Башкирской Советской Республики, бывший административный центр Стерлитамакской области БАССР. Административный центр Стерлитамакского района (в состав которого не входит). Образует городской округ город Стерлитамак.
Население города — 278 925[2] человек (2014).
Город расположен на левом берегу реки Белой (притоке Камы), в 121 км к югу от Уфы.
Стерлитамак — крупный центр химической промышленности и машиностроения.
Является вторым по численности населения в республике после столицы Башкортостана — Уфы.
Стерлитамак — административный центр Южно-Башкортостанской полицентрической агломерации с мощным производственным потенциалом и населением около 600—700 тыс. человек.
Название города появилось путём слияния двух слов: названия реки Стерли, протекающей через город, и башкирского слова «тамаҡ» (устье, горло)[3], то есть в переводе название Стерлитамак означает «Устье реки Стерли»[4].
Стерлитамак находится в европейской части России, немного южнее географического центра Республики Башкортостан, в 121 км от Уфы. К востоку от города (примерно в 50 км) расположены Уральские горы, на западе начинается Восточно-Европейская равнина. В окрестностях Стерлитамака (в долине р. Белой) находятся шиханы (Юрак-тау, Куштау, Шахтау (срыта до основания), Тратау), являющиеся уникальными геологическими памятниками природы. В районе горы Куштау действуют детские оздоровительные лагеря, дом отдыха «Шиханы» с горнолыжным комплексом «Куштау», имеющий горнолыжные трассы, оборудованные подъёмниками. В 15 км от города расположен Стерлитамакский аэропорт. Примерно в 100 км от Стерлитамака находится международный аэропорт Уфа.
Изначально город строился в междуречье рек Ашкадар и Стерля (где сейчас находится исторический центр города, так называемый Старый город). Впоследствии Стерлитамак застраивался преимущественно на запад и север.
Ближайшие крупные населённые пункты: города Ишимбай (21 км к юго-востоку) и Салават (26 км к югу). Вместе с ними Стерлитамак является одним из центров Южно-Башкортостанской полицентрической агломерации с мощным производственным потенциалом и населением около 600 тыс. человек.
В центральной части города протекает река Стерля, впадая в реку Ашкадар в восточной части Стерлитамака. Через Стерлю в черте города построено пять автодорожных мостов (см. Транспорт) и один железнодорожный. В юго-восточной части река Ашкадар отделяет район Заашкадарье от основной части города. К востоку от Стерлитамака протекает река Белая, по которой проходит граница между Стерлитамакским и Ишимбайским районами республики. На юге, в районе Машзавода, город ограничивает река Ольховка — левый приток Ашкадара.
Климат Стерлитамака | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −8,2 | −7,5 | −1,6 | 8,3 | 18,1 | 23,8 | 25,4 | 22,7 | 16,4 | 7,3 | −2,5 | −7,5 | 8,0 |
Средняя температура, °C | −11,7 | −11,5 | −6,5 | 3,9 | 13,5 | 19,1 | 20,9 | 18,6 | 12,5 | 4,3 | −5,3 | −10,9 | 4,0 |
Средний минимум, °C | −15,6 | −15,9 | −11,3 | −0,9 | 7,4 | 12,9 | 15,1 | 13,3 | 8,3 | 1,3 | −8,3 | −14,7 | −0,6 |
Источник: Метеостатистика Башкортостана |
Своим возникновением город Стерлитамак обязан купцу Савве Никифоровичу Тетюшеву (род. 1726 — дата смерти неизвестна). Тетюшев был довольно известным предпринимателем, имевшим опыт поставки товаров в русскую армию и императорский дворец. Он успешно сочетал коммерцию с чиновничьей деятельностью. В 1763 году ему был пожалован чин надворного советника, а в 1765 — коллежского советника в связи с назначением в Башкирию. Высокие связи позволили Савве обратиться с деловой инициативой к самой императрице Екатерине Великой.
Тетюшев предложил проект постройки пристани для принятия илецкой соли помимо уже существовавших в Бугульчане и Табынске «при речке Ашкадаре, впадающей в Белую реку, по которой соль судами отправляема будет. Расстояние от пристани до впадения Ашкадара в Белую 3 версты 150 сажен». Масса поставленной соли должна была достичь миллиона пудов. Проект с приложенными к нему примечаниями оренбургского губернатора был утверждён высочайшим указом от 19 января 1766 года.
Первый караван с илецкой солью, ушедший с пристани весной 1767 года, составил не обещанный миллион пудов, а втрое меньше. Вскоре обнаружились недостатки выбранного под пристань места, и по предложению председателя Соляной комиссии России генерал-поручика П. Д. Еропкина от 30 ноября 1769 года соляная пристань с мелководной реки Ашкадар была перенесена на прежнее место у урочища Бугульчан на реке Белой. Однако от стерлитамакской пристани продолжали отправлять барки с другими грузами, масса которых во много раз превышала массу ранее вывозимой соли.
С возникновением пристани устоявшегося её названия ещё не было. В 1766 году возчики илецкой соли из Бугульчана именовали её Ашкадарской. Николай Рычков, описывая пристань, также называет её Ашкадарской. В 1770 году И. И. Лепёхин упоминает Стерлитамакскую пристань, так же называет её во всех своих рапортах Тетюшев. Оба названия были в ходу одновременно, второе название укрепилось в качестве официального именно потому, что фигурировало в бумагах Тетюшева.
На седьмой год существования, в самом начале своего возникновения, небольшая крепость Стерлитамакской пристани волею судьбы была вовлечена в крупное историческое событие — через неё в течение двух лет прокатывались волны Пугачёвского бунта, вошедшего в советскую историографию как Крестьянская война 1773—1775 годов.
9 октября оренбургский губернатор Иван Андреевич Рейнсдорп направил уфимскому воеводе полковнику А. Н. Борисову ордер с требованием срочно собрать и отправить на помощь Оренбургской крепости 5000 башкирских воинов. Воевода объявил мобилизацию, назначив сборным пунктом Стерлитамакскую пристань. Однако многотысячный конный отряд башкир и мишарей использовать в обороне Оренбурга так и не удалось. Пока власти почти месяц формировали из двух с половиной тысяч вооружённых ополченцев четыре отдельных отряда, вокруг пристани разъезжали агитаторы примкнувшего к Пугачёву старшины Кинзи Арсланова, которые разглашали, что под Оренбургом находится их «государь истинный император Пётр III». Агитация была вполне успешна.
Отряды, отправленные в конце октября — начале ноября из стерлитамакского сборного пункта на борьбу с мятежниками, почти полностью перешли на сторону повстанцев. Во главе одного из них, отряда из 95 башкир Шайтан-Кудейской волости, стоял юный Салават Юлаев. В ночь на 19 ноября у стен пристани появились четыре тысячи башкир (по другим источникам — восемь тысяч) под командой пугачёвских полковников Каскына Самарова, Канбулата Юлдашева и Караная Муратова.
Защищал соляную пристань гарнизон из 70 солдат во главе с майорами Н. И. Головым и И. К. Маршиловым. Однако оба майора, прапорщик Ветошников и «верные» башкирские старшины Кулый Болтачев и Шарип Кииков в сопровождении нагайбакских казаков бежали в Уфу. Появившись там 19 ноября, объявили о падении пристани, однако она держалась до 22 числа.
Оборонять пристань остались присланный накануне из Казани капитан Иван Богданов с солдатами и гарнизон пристани с капитаном Антоном Гуровым.
Стерлитамакская пристань оставалась в руках повстанцев до 30 марта 1774 года и была освобождена правительственными войсками под командой секунд-майора С. М. Тютчева. Но и позднее она подвергалась частым нападениям со стороны башкирских повстанческих отрядов. Защищали её две роты Санкт-Петербургского карабинерного полка под командованием подполковника Ивана Карповича Рылеева. Части этого полка охраняли Ново-Московскую дорогу — главную коммуникацию между Казанью и Оренбургом, одновременно участвуя в боях с пугачёвскими отрядами в центральной части Оренбургской губернии.
В середине мая 1774 года подполковник Рылеев выступил против Караная Муратова, собиравшего отряды в вершинах Уршака и Дёмы. 18 мая произошёл бой между деревнями Уршакбаш-Карамалы и Каркали. Потеряв 60 человек, Рылеев с гусарами и карабинерами вынужден был отступить к деревне Мурзалар в 12 вёрстах от пристани, где они в течение трёх суток отбивались от пугачёвцев. Шум боя доносился до Стерлитамака. 20 мая Рылееву удалось прорваться на место дислокации. Пугачёвцы окружили пристань, разграбили и сожгли склады с продовольствием. 1 и 2 июля Каранай Муратов с Кусяпкулом Азатбаевым снова дважды пытались взять пристань. 5 июля между пристанью и Аллагуватским ямом Каранай пытался преградить путь корпусу генерала П. М. Голицына, совершавшему поход от Оренбурга к Уфе, но потерпел поражение. Это было последнее значительное событие Крестьянской войны, произошедшее в окрестностях Стерлитамака.
Высочайшим указом от 23 декабря 1781 года в связи с созданием в рамках Уфимского наместничества Стерлитамакского уезда велено с апреля 1782 года Стерлитамакскую солеводную пристань возвести в степень уездного города. Способствовало этому возвышению удобство расположения пристани.
Как все уездные города, Стерлитамак получил свой герб: «В верхней части щита герб Уфимский (бегущая куница в серебряном поле, в знак таковых зверей изобилия). В нижней — три плавающие серебряные гуси в голубом поле, в знак великого изобилия оных птиц».
Герб был высочайше утверждён 8 июня 1782 года.
Уфимское наместничество просуществовало 15 лет, преобразовавшись в 1796 году в Оренбургскую губернию. Стерлитамак остаётся уездным городом[5].
После Февральской революции в Стерлитамаке сформировался уездный Комитет общественных организаций, был организован городской отряд милиции. Одновременно с 15 марта 1917 года в городе действовал Совет рабочих и солдатских депутатов, большинство мест в котором занимали эсеры и меньшевики.
30 октября 1917 года на совместном собрании Комитета общественных организаций и Совета рабочих и солдатских депутатов прибывший из Уфы большевик Чеверёв сообщил о переходе власти в губернии в руки Советов. 31 октября на городском митинге были организованы ревком и уездный Совет народных комиссаров под председательством солдата Владимира Красильникова.
Весной 1918 года шло формирование революционных отрядов, в июне в условиях чрезвычайного положения власть передана ревкому под председательством Василия Прозоровского.
12 июля в Стерлитамак внезапно с боем входят чехословаки. Хотя их прихода ждали, красногвардейцы были застигнуты врасплох и отступили на правый берег реки Ашкадар и дальше — к селу Петровскому. Оттуда стерлитамакские отряды двинулись на соединение с отрядами Блюхера и Каширина. Это был знаменитый рейд Блюхера, длившийся 40 дней. В оставленном красными Стерлитамаке утвердилась власть Комуча (Комитет защиты Учредительного Собрания). Войска Красной Армии вошли в Стерлитамак 29 декабря 1918 года. Ревкомовцы вернулись в город с конницей 20-й Пензенской стрелковой дивизии, входившей в состав 1-й армии.
5 апреля 1919 года в город вошли колчаковцы. Ревкомовцы эвакуировались заранее, сопротивления белым частям оказано не было. Мирная передышка была недолгой. В конце мая 1919 года город снова был занят частями Красной Армии.
20 августа 1919 года в Стерлитамак прибыл Башревком — правительство Малой Башкирии.
12 августа 1920 года утверждён декрет «О включении города Стерлитамака Уфимской губернии в состав Башкирской республики», теперь Стерлитамак — столица БАССР. 14 июня 1922 года декретом ВЦИК РСФСР «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» столица переносится из Стерлитамака в Уфу, а Стерлитамак становится центром укрупнённого кантона.[6]
В 1930 году было проведено районирование административного устройства. Стерлитамак становится центром Стерлитамакского района. В 1932 году на территории района рядом с деревней Ишимбаево начинается добыча нефти, в связи с чем район стали называть Вторым Баку. Отсюда начинается освоение Волго-Уральской нефти. До открытия ишимбаевской нефти Стерлитамак не имел железнодорожного сообщения. В 1933-34 годах строится железная дорога Уфа — Ишимбаево. 12 сентября 1934 года в город прибыл первый товарный поезд. Третью пятилетку Стерлитамак начинает уже крупным промышленным центром.
В годы Великой Отечественной войны в Стерлитамак было эвакуировано множество промышленных предприятий: Одесский станкостроительный завод имени Ленина, оборудование завода № 59 наркомата боеприпасов им. Г. И. Петровского из Ворошиловоградской области, Славянского и Донецкого содовых заводов, Ново-Подольского, Брянского, Волховского цементных заводов, Бакинского завода «Красный пролетарий», Конгрессовского сахарного завода, два цеха, обувная фабрика и учебная часть Московского кожевенно-обувного комбината. С началом войны в город был переведён трест «Башнефтеразведка». Специально для строительства военного завода № 850 в 1941 году была сформирована особая строительно-монтажная часть (ОСМЧ-50), преобразованная в 1944 году в трест № 50, а в 1947 году — в трест «Стерлитамакстрой».
В 1839 году открыта церковно-приходская школа с двухгодичным сроком обучения.
В 1837—64 гг. возводится собор Казанской Божьей Матери.
В 1917 году начала издаваться газета «Рабочий и солдат».
В 1919—22 гг. Стерлитамак является резиденцией правительства Башкирской Советской Республики.
В 1943 году введен в строй завод № 850 наркомата боеприпасов, сейчас ФКП «Авангард».
В 1944 году введён в эксплуатацию завод № 880 по выпуску авиабомб, будущий «Строймаш».
В 1952—53 гг. является административным центром Стерлитамакской области БАССР.
В 1960 году введён в строй завод синтетического каучука, ныне ОАО «Синтез-Каучук», была построена первая городская АТС.
В 1961 году была введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия в Башкирской АССР.
В 1964 год введён в эксплуатацию химический завод (ныне ОАО «Каустик»).
В связи с резким ростом населения в 60-х годах было принято решение о застройке Стерлитамака на восток, к реке Белой, и постройке объездной дороги для грузового транспорта с запада сразу для двух городов Стерлитамака и Салавата.
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1795[7] | 1829[7] | 1847[7] | 1855[7] | 1856[8] | 1862[7] | 1870[7] | 1878[7] | 1887[7] | 1897[7] |
675 | ↗2332 | ↗4160 | ↗5543 | ↘5500 | ↗6234 | ↗6896 | ↗7316 | ↗9517 | ↗15 550 |
1907[7] | 1913[7] | 1916[7] | 1926[7] | 1931[8] | 1939[7] | 1943[9] | 1944[9] | 1945[9] | 1946[9] |
↗15 620 | ↗16 847 | ↗17 901 | ↗24 609 | ↘23 700 | ↗38 786 | ↗58 200 | ↘53 400 | ↘52 400 | ↗56 500 |
1947[9] | 1959[10] | 1962[8] | 1967[8] | 1970[11] | 1973[8] | 1976[8] | 1979[12] | 1982[8] | 1986[8] |
↗59 200 | ↗111 575 | ↗131 000 | ↗162 000 | ↗184 894 | ↗203 000 | ↗211 000 | ↗220 122 | ↗230 000 | ↗245 000 |
1989[13] | 1992[8] | 1996[8] | 1998[8] | 2000[8] | 2001[8] | 2002[14] | 2003[8] | 2004[15] | 2005[8] |
↗247 457 | ↗254 000 | ↗261 000 | ↗261 600 | ↗265 200 | ↗266 500 | ↘264 362 | ↗264 400 | ↗265 000 | →265 000 |
2006[8] | 2007[8] | 2008[16] | 2009[17] | 2010[18] | 2011[8] | 2012[19] | 2013[20] | 2014[21] | 2015[2] |
↗265 500 | ↗266 200 | ↗268 303 | ↗269 729 | ↗273 486 | ↗273 500 | ↗274 382 | ↗275 798 | ↗277 048 | ↗278 925 |
Плотность населения составляет в среднем 2570.26 человек на км2.
Национальный состав согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 49,5 %, татары — 23,9 %, башкиры — 15,8 %, чуваши — 5,3 %, украинцы — 1,9 %, мордва — 1,5 %[22].
Город условно разделён на две части — западную и восточную (граница проходит по железной дороге), которые включают в себя микрорайоны[23]:
Высшим должностным лицом города является глава администрации Стерлитамака (мэр, с 2006 года — глава администрации городского округа город Стерлитамак). Главами администрации являлись:
В городе на данный момент действуют 57 детских дошкольных учреждений, 33 школы, 6 гимназий, 3 лицея, 8 профессиональных училищ, 6 техникумов, колледжи СКСЭиП, СТК,колледж СФ БашГУ, негосударственный ССУЗ — Башкирский экономико-юридический техникум (филиал в г. Стерлитамаке), а также Стерлитамакская государственная педагогическая академия (с 9.02.2012 в составе СФ БГУ), филиалы Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башгосуниверситета, Уральского государственного университета физической культуры (Стерлитамакский институт физической культуры), Уфимского государственного авиационного технического университета, Современная гуманитарная академия (СГА), Стерлитамакский институт Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ)и др.
В городе функционируют 12 больничных учреждений, на которые приходится 2700 больничных коек, а также 18 амбулаторно-поликлинических учреждений.
В городе имеются Стерлитамакский историко-краеведческий музей, картинная галерея Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, «Театральное объединение г. Стерлитамака» (куда входят: Государственный русский драматический театр, Стерлитамакский башкирский драматический театр, Стерлитамакский театр танца), театр-студия «Бенефис», городская филармония. Действуют 4 кинотеатра («Искра», кинокомплекс «Салават» с 2-мя кинозалами, детский «Пионер», кинокомплекс на 6 залов «Мираж cinema»), 5 Дворцов и Домов культуры, Дворец пионеров и школьников имени А. П. Гайдара. Ведёт вещание городская телерадиокомпания. Памятники, скверы и парки города:
Центральной площадью Стерлитамака является Площадь Победы с расположенным на ней мемориальным комплексом «Вечный огонь». Площадь и Памятник являются местом проведения городских торжеств, связанных с Великой Отечественной войной, каждый День Победы у подножия памятника на площади проводится концерт для ветеранов, возлагаются цветы к Огню. Также мемориал одно из любимых мест посещения молодожёнами — они фотографируются на фоне солдата и идут гулять в Парк Победы, расположенный за монументом.
Стерлитамак — развитый промышленный город с полноценной инфраструктурой и налаженной транспортной системой. Строительство движется большими темпами, расширяются новые микрорайоны (Юго-Западный, Солнечный, ВТС). Ведется застройка западного района города, в частности микрорайоны Солнечный, Лазурный, Западный.
В Стерлитамаке зарегистрировано 75-78 тысяч автомобилей (2012 г.)[1], поэтому большое внимание в городе уделяется состоянию дорог.
Главными улицами города являются:
Второстепенные улицы:
В связи с тем что фактически единственными улицами связывающей запад и восток города являются улицы Худайбердина и Черноморская, нагрузка на эти улицы за последние годы возросла очень сильно. Ежедневно на перекрестках с этих улиц поток машин растягивается на километр и более (особенно на перекрестках: ул. Элеваторная и ул. Худайбердина, ул. Худайбердина и ул. Вокзальная, наземный переезд через железнодорожные пути на ул. Салтыкова-Щедрина). Поэтому было принято решение о строительстве южной объездной дороги, которая, во-первых, разгрузит ул. Худайбердина и, во-вторых, улучшит экологическую обстановку в городе. Но уже утвержденный проект был заморожен в связи с недостатком средств (был построен только основной пролёт моста через реку Стерлю). В данный момент утвержден новый проект по строительству этой дороги, который оказался в 6 раз дешевле предыдущего. Двухполосная дорога была построена и открыта весной 2011 года.
С запада город огибает объездная автомобильная дорога, служащая для пропуска транзитного автотранспорта, движущегося по автодороге Уфа — Оренбург, в обход городов Стерлитамака, Ишимбая и Салавата.
Экономический потенциал города во многом определяют крупные химические и нефтехимические предприятия. B 2008 году химиками и нефтехимиками отправлено товарной продукции на сумму 37 млрд 340 млн рублей.
Предприятие «Сода» в 2008 году отгрузило продукции на 13 млрд 788 млн рублей. Акционерным обществом «Каустик» было отгружено продукции на 10 млрд 344 млн рублей (1 апреля 2013 года ОАО «Сода» и ОАО «Каустик», а также Березниковская содовая компания были объединены в одно предприятие ОАО «Башкирская содовая компания»).
Стерлитамакским нефтехимическим заводом отгружено потребителям продукции на 3 млрд 868 млн рублей. СНХЗ остаётся единственным в России поставщиком фенольных антиоксидантов для производства каучуков, продолжает развитие производства стабилизаторов серии «Агидол».
Машиностроительная и станкостроительная отрасли производства в городе представлены крупными акционерными обществами: «Стерлитамакский станкостроительный завод» (ныне ОАО «МТЕ»), «Красный пролетарий», «Вагоноремонтный завод», «Завод Строймаш», «Концерн Инмаш» (на сегодняшний день это предприятие ликвидировано), а также многочисленными торгово-производственными предприятиями («Станкомонтаж»).
Кроме того, в городе работают мощные предприятия стройиндустрии и стройматериалов. Обществом «Строительные материалы» в течение 6 месяцев отгружено цемента, клинкера и другой продукции на сумму 2 млрд рублей. При этом содовикам впервые за последние 14 лет удалось достичь объёма производства цемента свыше 1 млн тонн. (ОАО «Строительные материалы» — самостоятельное предприятие, к ОАО «Сода» отношения не имеют). Работают строительные организации, крупнейшее из которых — это ОАО «Стерлитамакстрой».
Широко представлена пищевая промышленность: Стерлитамакский спиртоводочный комбинат — филиал ОАО «Башспирт», пивоваренный завод «Шихан» (ныне филиал комании Heineken), Стерлитамакский хлебокомбинат, отметивший в 2009 году 100-летие, также на территории города находятся 2 крупных молочных комбината, 4 колбасных завода.
Промышленным сектором города произведено и отгружено продукции на 43,2 млрд рублей, индекс промышленного производства составил 85,7 %.
Китайская компания Triangle планирует построить шинный завод мощностью более 4 млн шин в год. Объём инвестиций в проект составит около 250 млн евро на первом этапе[25].
Рядом со Стерлитамаком проходят автотрассы:
Основным общественным транспортом в Стерлитамаке является троллейбус. Ежедневно для перевозки пассажиров на 18 основных и 3 дополнительных маршрутов выходят 100—110 машин из 2 троллейбусных депо, перевозящие более 100 тысяч горожан ежедневно, что составляет около 50 % перевозок общественным транспортом. Для Стерлитамака стало традицией проводить троллейбусные пути в районы новостроек, что объясняет большую популярность троллейбуса в городе. Большая часть троллейбусов была произведена на Башкирском троллейбусном заводе[27].
С 1 января 2013 года стоимость проезда составляет 11 рублей, для получения скидки возможно приобретение транспортной карты.
Также в городе действует автобусное сообщение. Основные маршруты проходят по главным улицам города и в большинстве своём повторяют троллейбусные маршруты2006 году отказался от использования автобусов ПАЗ, и перевозки осуществляет Стерлитамакское пассажирское автотранспортное предприятие (ГУП «Башавтотранс») на автобусах НефАЗ с пониженной посадкой.
, но уступают по интервалу движения. Стерлитамак кВ городе действуют маршрутные такси. Количество маршрутных такси постоянно увеличивается. Перевозку пассажиров на легковых автомобилях отечественного и иностранного производства осуществляют около 20 частных таксомоторных сетей.
В городе проходит неэлектрифицированная железная дорога участка Уфа — Оренбург Башкирского региона Куйбышевской железной дороги. Основной недостаток железнодорожного транспорта на данном направлении — очень низкая скорость движения (дорога до Уфы займет примерно 3—4 часа, для автобусов — 1,5).
Через станцию Стерлитамак проходят поезда:
Междугородное автобусное сообщение осуществляется с автовокзала и центрального рынка (бывший Колхозный рынок).
Основные маршруты, отправляющиеся с автовокзала:
Основные маршруты, отправляющиеся с центрального рынка:
К юго-западу от города имеется нефункционирующий аэропорт. Находится в 15 километрах от центра или в 7 километрах от объездной дороги.
В 1970-х годах в связи с ухудшением экологической обстановки в планах развития Стерлитамака появились проекты по озеленению города. К 2007 году количество берёзы увеличилось на 350 %, в 1990-е годы были проведены массовые посадки пирамидальных тополей.
В Стерлитамаке реализуется федеральная программа реформирования ЖКХ. В 2007 году Федеральным агентством по строительству и ЖКХ по итогам всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» Стерлитамаку присуждено первое место среди городов с населением до миллиона человек[28]. Стерлитамак считается одним из самых зелёных и чистых городов не только республики, но и России. Внешнему облику Стерлитамака традиционно уделяют внимание и администрация города, и все коммунальные службы. В конкурсе на звание «Самый благоустроенный город России» Стерлитамак трижды — по итогам 1997, 2002 и 2005 гг. — занимал второе место среди городов с населением свыше 100 тысяч человек. А по итогам 2006 и 2012 гг. Стерлитамак стал победителем этого престижного конкурса, дважды став «золотым» городом России. В рамках республиканского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение Республики Башкортостан» среди муниципальных образований I категории Стерлитамак по итогам 2012 года занял первое место. За 15 лет Стерлитамак из списка самых загрязнённых городов перешёл в список самых чистых и зелёных городов России. Одной из причин улучшения экологии и благоустроенности стала стратегия администрации города в отношении основных промышленных предприятий: к каждому из 17 крупнейших заводов был «прикреплён» микрорайон города, который они должны обслуживать.
В 2009 году МУП «Управление парковым хозяйством» Стерлитамака заняло первое место в российском конкурсе «Хрустальное колесо 2009» среди парков России и стран СНГ в номинации «Лучший парк развлечений с количеством посетителей от 100 тыс. до 250 тыс. человек в год».
В 2012 году Стерлитамак занял 24-е место в списке самых загрязненных городов России. Данные опубликовало Министерство природных ресурсов и экологии РФ в докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году».
В 2013 году по итогам всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России» Стерлитамаку вновь присуждено первое место среди городов с населением до миллиона человек.
В городе с середины прошлого века приобрёл огромную популярность мотоспорт, в частности спидвей и мотогонки по льду. В 1990-х при отсутствии финансирования команда города перестала участвовать в чемпионате России и других официальных соревнованиях. В 2002 году произошло второе рождение мотоспорта в городе благодаря поддержке руководства ОАО «Каустик», бывшего мэра города Ахметова С. Г. и стараниям директора мотоклуба «Каустик» Чапало В. П. (знаменитый мотогонщик в 1970-е годы а затем тренер сборной СССР по мотогонкам на льду) команда по нынешнее время участвует в Суперлиге России в первой тройке по мотогонкам на льду. С 2007 года спортсмены клуба участвуют в чемпионатах мира и Европы по мотогонкам на льду (Кононов И. А., Архипов С. А, Самородов А. А., Чапало В. В.)
До 2007 года в городе действовал профессиональный футбольный клуб «Содовик»[29], принимавший участие в первом дивизионе чемпионата России по футболу. Финансирование клуба было прекращено после смены руководства ОАО «Сода», спонсора ПФК «Содовик». К началу 2008 года была закрыта детская футбольная школа, идет ликвидация организации ПФК «Содовик».
В 2000 году в городе появился такой вид спорта, как флорбол. Женская сборная города «Шихан», состоящая в основном из студентов СТФК, дважды становилась бронзовым призёром России, в команде было 5 мастеров спорта, остальные имели звание КМС. Однако без поддержки правительства команда развалилась в 2005 году и сейчас флорбола в республике нет, хотя есть энтузиасты, которые стремятся возродить этот вид. Также в городе действует футбольный клуб «Каустик-Спортакадемия», играющий в кубке РБ.
В Стерлитамаке одна из сильнейших школ в Башкортостане по пожарно-прикладному спорту. Воспитанник школы Сергей Афанасьев по итогам 2011 года является сильнейшим спортсменом России по пожарно-прикладному спорту.
Воспитанник «Стерлитамакской ДЮСШ № 2» и тренера Ишмурзин А. И. Ильяс Ахметшин в 2012 году стал дважды мастер спорта России: по полиатлону и лыжам. Из крупных спортивных сооружений в Стерлитамаке в настоящее время действуют 3 стадиона: городской стадион, стадион «Содовик», стадион «Спортакадемия» и 2 бассейна (с длиной дорожки 25 метров).
28 декабря 2012 года распахнул свои двери ледовый дворец «Арена-Стерлитамак»[30], за первые 10 дней работы его посетили около 4000 человек[31].
Теле- и радиочастоты во многом совпадают с близлежащими городами Ишимбаем и Салаватом.
Стерлитамак в Викисловаре? | |
Стерлитамак в Викигиде? |
Стерлитамак | ||
---|---|---|
Микрорайоны |
Западная часть: Коммунистический • Комсомольский • Курчатовский • Ленинский • Нахимовский • Первомайский • Солнечный • Уральский Восточная часть: Ашкадарский • Железнодорожный • Краснознаменский • Михайловский • Северный • Советский • Шахтау • Южный |
|
Реки | Стерля • Ашкадар • Белая • Ольховка • Селеук | |
Символы | Герб • Флаг | |
Главы администрации | Ахметов (1992—2007) • Шарипов (2007—2009) • Абдрахимов (2009—2010) • Изотов (с 2010) |
Города Приволжского федерального округа с населением более 100 тыс. чел. | |
---|---|
Башкортостан | Уфа • Стерлитамак • Салават • Нефтекамск • Октябрьский |
Марий Эл | Йошкар-Ола |
Мордовия | Саранск |
Татарстан | Казань • Набережные Челны • Нижнекамск • Альметьевск |
Удмуртия | Ижевск |
Чувашия | Чебоксары • Новочебоксарск |
Пермский край | Пермь • Березники |
Кировская область | Киров |
Нижегородская область | Нижний Новгород • Дзержинск • Арзамас |
Оренбургская область | Оренбург • Орск |
Пензенская область | Пенза |
Самарская область | Самара • Тольятти • Сызрань • Новокуйбышевск |
Саратовская область | Саратов • Энгельс • Балаково |
Ульяновская область | Ульяновск • Димитровград |
подчёркнут — административный центр; выделен — крупнейший город |
Автомобильная дорога федерального значения Р240 Уфа — Оренбург | |
---|---|
Уфа — Булгаково — Ишлы — Толбазы — Подлесное — Стерлитамак — Салават — Зирган — Мелеуз — Ира — Кумертау — Старая Отрада — Аксарово — Новомурапталово — Октябрьское — Первое Имангулово — Татарская Каргала — Оренбург |
Населённые пункты на Белой (от истока к устью) | |
---|---|
Тирлянский | Белорецк | Юмагузино | Мелеуз | Салават | Ишимбай | Стерлитамак | Уфа | Благовещенск | Кушнаренково | Бирск | Дюртюли | Актаныш | Агидель |
Стерлитамак.