Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Столпосвят

Столпосвят
Новгородский (Словенский) князь
? — ?
Предшественник: Вандал (князь)
Преемник:  ?
Наследник:  ?
 
Вероисповедание: язычник
Рождение: ?
Смерть: ?
Отец: Вандал (князь)
Мать: Адвинда

Столпосвят — легендарный князь словен, известный по Иоакимовской летописи и Книге о великих князьях русских, отколе произыде их корень, переписанной из сборника Мусиных-Пушкиных крестьянином села Угодичи Александром Артыновым. Сын князя Вандала и его жены Адвинды, брат Избора и Владимира Древнего. Каждому из трех братьев Вандал построил по городу. После смерти Столпосвята и Избора власть досталась Владимиру.

О жизни Столпосвята Книга о великих князьях русских, отколе произыде их корень сообщает следующее:

Средний сын Вандала, Столпосвет, не пошел дорогой отца своего и старшего брата. А пошел своей любимой дорогой - стал там брать где не клал и жать где не сеял. Этим легким промыслом стал промышлять он по всей реке Мутной и на море Неве, для этого промысла построил он себе нарочистое судно с круглой крытой палубой и длинным остроконечным носом и раскрасил его разными красками во всем похожим на морское чудо (крокодила), на таком судне он являлся там где его вовсе не ожидали. По этому судну он везде известен был под именем Волхва, по нем и река Мутная получила имя "Волхова"...

Этот сюжет напоминает «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», в котором старший сын Словена Волхв с помощью чародейства умел превращаться в крокодила и топить на той же реке Мутной проплывающих мимо людей:

Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и зале-гаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися...

Столпосвят.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93