Александр Борисович Страхов (род. 1948) — российский учёный-этнолингвист и русский поэт. Отец актёра Даниила Страхова. С 1989 года живёт в США.
Содержание |
Окончил филологический факультет МГУ (1972). Специалист по славянской этнографии и славянским древностям, кандидат филологических наук (диссертация «Терминология и семиотика славянского бытового и обрядового печенья», Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1986).
В 1968-69-е гг. принимал участие в работе литературного объединения «Спектр» (на базе Московского института химического машиностроения) под руководством Ефима Друца. После десятилетнего перерыва в 1979 г. снова стал писать. Стихи Страхова распространялись в самиздате на филологическом факультете МГУ, его творчеству были посвящены две ранние статьи выдающегося филолога Максима Ильича Шапира (1962—2006).
С середины 1980-х гг. Страхов отошёл от поэзии и полностью посвятил себя занятиям наукой. С 1989 года живёт в Бостоне (США). С 1993 г. по настоящее время является редактором и издателем международного журнала Paleoslavica (Cambridge, Mass., ISSN 1070-5465), ведущего издания широкого профиля в области славянских древностей, этнологии и фольклора (см.: www.palaeoslavica.com).
Во второй половине 2000-х годов возвращением поэзии Страхова российскому читателю занимается московское Издательство Николая Филимонова. В 2006 г. вышел сборник «Пробуждение», написанный в 1979—1983 гг. Одновременно Александр Страхов вернулся к поэтическому творчеству и написал книгу «Лицо в толпе», выпущенную тем же издательством в 2009 г. и награждённую внутренней премией издательства. В 2009 г. Александр Страхов написал новую книгу стихов «В созвездии Кота».
Страхов — автор 114 научных публикаций. Важнейшие из них:
В своём главном труде — книге «Древненовгородский диалект» А. А. Зализняк уделяет много внимания критике гипотез Страхова (более 60 ссылок):
С болезненной страстью А. Б. Страхов стремится представить как злонамеренную чушь решительно все новое, что стало известно о древнем новгородско-псковском диалекте за последние десятилетия, а соответствующих авторов он, не затрудняя себя узами этики, изображает как невежд и проходимцев. Если верить А. Б. Страхову, такого диалекта, попросту говоря, и не было. Потребность разнести в клочья у него так остра, что аргументы и контргипотезы для этого годятся какие попало — от сколько-нибудь правдоподобных до откровенно нелепых; главный же инструмент воздействия на читателя — тон безмерного превосходства. Особенно гротескны те пассажи, где в том же тоне мэтра автор преподносит читателю элементарные ляпсусы…[1]
Напротив, норвежский учёный Ян Ивар Бьёрнфлатен полагает:
Несмотря на полемический тон, кажется очевидным, что А. Б. Страхов проводит самую существенную критику школы А. А. Зализняка.[2]
По мнению критика Данилы Давыдова,
в очень скупой манере, избегая практически любого формального сдвига в тексте, Страхов последовательно описывает опыт пространственной и временной отделённости от чего-то общего, опыт изолированности, неприкаянности, отрицания нивелированных общих (то есть ничьих) ценностей[3].
Людмила Вязмитинова в своей статье о Страхове отмечает, что
тексты Страхова предельно серьёзны и на поверхностный взгляд временами могут показаться даже несколько простовато-наивными и тяжеловесными — без малейшего отсыла к наивности и примитивизму. <…> Рисуемая им онтологическая картина мира опирается на понятия Бога и рая, <…> физический мир там — земное пространство, в котором вынужденно пребывает тело, в котором в свою очередь вынужденно пребывает душа, настоящий дом которой — метафизическое пространство[4].
Страхов, Александр Борисович.