Николай Владимирович Султанов | |
Основные сведения | |
---|---|
Гражданство |
Российская империя |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
15 сентября 1908 (58 лет) |
Место смерти |
Висбаден, Германия |
Работы и достижения | |
Работал в городах | |
Архитектурный стиль |
Византийский стиль, ложнорусский стиль |
Важнейшие постройки | |
Реставрация памятников |
Дворец Волковых-Юсуповых в Москве, подмосковные усадьбы |
Научные труды |
Монографии по истории архитектуры, см. текст |
Николай Владимирович Султанов на Викискладе |
Никола́й Влади́мирович Султа́нов (1850, Санкт-Петербург, Российская империя — 1908, Висбаден, Германия) — архитектор (гражданский инженер), искусствовед и историк архитектуры, реставратор, преподаватель, директор Института гражданских инженеров (1895—1903). Идеолог и исследователь византийского стиля в архитектуре. Автор Собора Петра и Павла в Петергофе и не сохранившегося памятника Александру II в Московском кремле.
Содержание |
Николай Владимирович Султанов родился в 1850 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Род Султановых вел свое начало от Акиндина Фёдоровича Султанова, пожалованного поместьями в 1674 году.
До 1868 года обучался в Санкт-Петербургской пятой гимназии, после чего поступил в Строительное училище (с 1882 — Институт гражданских инженеров). В 1873 году выпущен из училища с аттестатом I-го разряда.
По окончании училища работал на государственной службе, преподавал в ИГИ. В 1878—1879, не достигнув тридцати лет, опубликовал «Курс истории архитектуры», в 1895 году занял должность директора ИГИ. С ранней молодости, был сторонником и вскоре идеологом византийского пути в развитии архитектуры. Под его руководством ИГИ стал фактическим центром проектирования в византийском стиле.
Для русских архитекторов византийский стиль имеет громадное значение, во-первых, потому, что он может служить превосходным подспорьем при проектировании православно-русских церквей, для тех художников, которые почему-либо не желают обращаться к нашему московскому зодчеству XVII века, а во-вторых, потому, что он послужил основой нашей первоначальной архитектуры, а стало быть, его изучение может служить для выяснения многих тёмных и ещё не разгаданных сторон нашего национального зодчества
История архитектуры. Курс лекций, 1879
Как практический архитектор, Султанов выдвинулся благодаря случайному знакомству с графом С. Д. Шереметевым. В 1878—1891 Султанов — домашний архитектор Шереметевых, затем Юсуповых; работал он и по заказам Д. С. Сипягина, И. И. Воронцова-Дашкова и др. высшей знати. В Москве, отреставрировал исторические палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, пристроив к 1895 хозяйственные корпуса, конюшни и устроив ограду по образцу ярославской церкви Николы Мокрого. Реставрировал имения и храмы по всей России, собрал массу материалов по истории российской, византийской и западноевропейской архитектуры, издал важнейшие для своего времени монографии по истории архитектуры. С 1893 — действительный член Императорской академии художеств, активный участник российских и европейских научных обществ.
Общественная и научная деятельность Султанова, совпавшая с идеологией дома Романовых, сделала его имя хорошо известным при дворе. В 1892 Александр III лично пригласил Султанова, вместе с тремя другими архитекторами, к участию в «конкурсе» проектов будущего Петропавловского собора в Петергофе. В марте 1893 император выбрал из четырёх проектов именно султановский; постройкой собора, начатой в 1895, руководил его ученик Василий Косяков (1862—1921), вскоре — главный архитектор Морского собора в Кронштадте. Как следует из переписки двух архитекторов, именно Султанов побудил Косякова взять за основу Морского собора константинопольский Софийский собор.
Был женат на писательнице Екатерине Павловне Летковой, пережившей мужа почти на тридцать лет.
Могила Н. В. Султанова находится в Висбадене на погосте русской церкви.
Наряду с перестройкой больших зданий и ансамблей, Н. В. Султанов работал и над небольшими сооружениями, но они не менее интересны по своим художественным качествам. В Донском монастыре им была построена изящная часовня (не сохранилась). "4 июня 1888 был приглашен А. А. Козловой устроить часовню над могилами ее родных в Донском монастыре в Москве — часовня из чугуна вся покрыта орнаментом, в стиле ярославских «царских мест» и напрестольных «сеней». Проект был утвержден настоятелем монастыря. Часовня — лучшее произведение зодчего в этом жанре — стояла на затесненном участке некрополя Донского монастыря над семью надгробиями семейства Козловых и Хрущевых.
Султанов янбулат гималетдинович, султанов радик ирекович салаватстекло биография.