Сухопарник (паровой колпак) — элемент парового котла паровоза. Устанавливается в верхней части котла и наравне с дымовой трубой является одним из самых его заметных выступающих элементов. Паровой колпак предназначен для накапливания («аккумулирования») пара, который уже из-под колпака поступает в паровую машину. Также в колпаке осуществляется снижение влажности («сушка») пара. Это связано с тем, что даже после перегрева пара, в нём сохраняется относительно высокий процент влаги (порядка 6—8 %), что снижает экономичность паровой машины, а также снижает её ресурс (за счёт попадания конденсата и накипи в элементы машины).
Так как накапливание пара в сухопарнике позволяет дополнительно повышать мощность двигателя при движении по затяжным подъёмам, то объём сухопарника стараются сделать относительно большим, в основном за счёт увеличения высоты (у паровозов О его высота составляет 1050 мм). Однако в связи с тем, что с увеличением мощности паровоза увеличиваются размеры парового котла, то для вписывания в габарит, высоту колпака снижают (у ФД его высота составляет уже 565 мм, а у АА — 240 мм), одновременно с этим увеличивая его диаметр.
Для снижения влажности пара в колпаке размещают специальные паросушители: сеточные, инерционные, вибрационные и так далее. В России сухопарники, как правило, устанавливались в передней части котла, что позволяло уменьшить влажность пара. На железных дорогах многих других стран его устанавливали в центральной части, что позволяло снизить зависимость объёма сухопарника от колебаний воды в котле. Впоследствии аналогичную схему установки стали применять и на советских железных дорогах. Также иногда паровой колпак можно спутать с питательным колпаком, который устанавливается перед паровым и служит для ускорения испарения воды. Питательные колпаки применялись на многих паровозах средней мощности (например Эм). На более мощных паровозах их как правило не устанавливали.
Сухопарник так ли полезен, барботёр или сухопарник своими руками, сухопарник для самогонного аппарата машковского.
Железница угревая, Файл:LiAZ-5256.26 in Kursk, Russia.jpg, Дюрэ, Жан, Торнов, Золтан Корда.