Сызрано-Вя́земcкая желе́зная доро́га — казённая железная дорога, существовавшая с 1867 по 1918 год. Соединяла города Сызрань и Вязьма (позднее добавились ответвления).
Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний. Дорога находилась в ведении МПС, управление дороги было расположено в Калуге. Протяжённость дороги на 1913 год 1393,9 км, в том числе 101,7 км составляли двухпутные участки.
Основные линии дороги: Ряжск — Моршанск (1867), Скопин — Ряжск (1870), Павелец — Скопин (1872); Вязьма — Павелец, Моршанск — Сызрань, Сызрань — Батраки (1877), Узловая — Елец (1874); Вернадовка — Земетчино (1893).
Между станциями Батраки и Обшаровка в 1880 году по проекту Н. А. Белелюбского, был построен железнодорожный мост через Волгу, ставший крупнейшим в Европе.
Дорога граничила с Рязано-Уральской, Самаро-Златоустовской железными дорогами.
Дорога имела в своем распоряжении 504 паровоза, 669 пассажирских и 11086 товарных вагонов. Для обслуживания и ремонта подвижного состава были построены железнодорожные мастерские в Пензе, Калуге, Моршанске.
В мае 1918 года дорога была передана в ведение НКПС и впоследствии расформирована.
По состоянию на 2006 год основные линии дороги входят в состав Куйбышевской, Московской, Юго-Восточной железных дорог.
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сызрано-вяземская железная дорога архив, сызрано-вяземская железная дорога станция присады, сызрано-вяземская железная дорога схема.
Шаблон:Олимпийские чемпионки в плавании брассом на дистанции 200 метров, Файл:Постер фильма «Граница» (2011).jpg.