Ташкентский метрополитен Тошкент метрополитени |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
39 км |
Количество станций |
29 |
Количество линий |
3 |
Пассажиропоток за день |
180-200 тыс.пасс./сутки[1] |
Пассажиропоток за год |
68.0 млн чел. (2009)[2] |
Схема линий | |
Ташкентский метрополитен на Викискладе |
Ташке́нтский метрополите́н (узб. Тошкент метрополитени, Toshkent metropoliteni) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Обслуживается ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат», «Toshshahartransxizmat»). Первое метро в Средней Азии.
Содержание |
Строительство Ташкентского метрополитена началось в 1968—1970 годах, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году.
У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов.
Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале Рихтера). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.
По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).
При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по подъёму щитов до проектной отметки. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей построена немеханизированными щитами.
Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежании паники.
В настоящее время протяжённость трёх линий метро с 29 станциями составляет 36.2 км. По прогнозам, за ближайшие пять лет объём перевозок Ташкентским метрополитеном возрастёт в 1,4 раза. В 2009 году метрополитеном было перевезено 68.0 миллиона пассажиров. Учитывая, что Ташкент занимает площадь 260 кв. км и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является стратегически важной, но недостаточно загруженной транспортной системой.
Наземных станций в метрополитене нет, однако есть три коротких наземных участка с метромостами через ташкентские каналы.
В сентябре 2001 года стала действовать новая, третья линия метро — Юнусабадская. Строительство этой линии протяжённостью 6.4 км с шестью подземными станциями было завершено в конце августа. Ежедневно новая линия метро перевозит до 60 тысяч пассажиров, а общий ежедневный пассажирооборот достиг 450 тысяч человек. Однако новая линия пока так и не соединила центр Ташкента с одним из густонаселённых микрорайонов столицы — Юнусабадом, она заканчивается не доходя до него.
По состоянию на 2010 год, никакие работы по строительству новых участков метро не велись уже в течение 6 лет и в обозримом будущем возобновлены не будут. Перспективы развития метрополитена крайне туманны. 12 мая 2011 года начальник Ташкентского метрополитена Б.Садыков заявил что ведётся разработка проекта трёх станций Файзулла Ходжаев, Юнусабад и Туркистон которые должны быть введены в эксплуатацию. Однако более точные сроки не были оглашены.
В апреле 2011 г. на некоторых станциях ташкентского метрополитена стали устанавливать металлодетекторы[3], но вскоре они были демонтированы.[4]
С 1 апреля 2012 г. тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 700 сумов.
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Время проезда по линии, мин. |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | Чиланзарская | 1977 | 1980 | 15.5 | 12 | 25 |
02 | Узбекистанская | 1984 | 1991 | 14,3 | 11 | 27 |
03 | Юнусабадская | 2001 | 2001 | 6.4 | 6 | 14 |
Всего: | 36,2 | 29 |
В качестве подвижного состава используются различные модификации вагонов моделей 81-717/714 и более новые вагоны моделей 81-718/719. Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 Чиланзар и ТЧ-2 Узбекистан.
В начале сентября 2001 года российское ЗАО «Метровагонмаш» поставило «Ташгорпасстрансу» 20 вагонов модели 81-718/719 и запасных частей к ним для эксплуатации третьей ветки ташкентского метрополитена на $10,7 млн.
Действующие депо | Дата открытия | Линии | Пассажирский парк | Координаты | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
ТЧ-1 «Чиланзар» | 6 ноября 1977 года | Чиланзарская | 81-717/714 | Депо соединяется подъезным путём с железнодорожной линией Ховаст — Ташкент | |
ТЧ-2 «Узбекистан» | 7 ноября 1987 года | Узбекистанская, Юнусабадская | 81-717/714, 81-718/719 | Депо не соединяется с железнодорожной линией |
Общественный транспорт Ташкента | |
---|---|
Действующие | Автобус | Маршрутное такси | Метрополитен | Трамвай |
Закрытые | Троллейбус |
Ташкентский метрополитен.