Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Тибетское искусство

Перейти к: навигация, поиск
Танка 18 века из восточного Тибета с изображением образа Зелёной Тары

Искусство Тибета зародилось в конце 10-го начале 11-го веков[1] под влиянием индийской, непальской и китайской культур и в большей степени связано с религией — тибетским буддизмом.

История формирования

Тибетцы не являлись искусными ремесленниками. Развитие их интереса к искусству можно проследить по тибетским историческим документам 630—850 годов, в частности по закупке ими серебряных чаш из Ирана или роскошных шелков из Юньнани.[2] В 8-12 веках в Тибет проникали тантрические буддийские учения.[3] Тибетцы охотно приглашали к себе кашмирских мастеров, а также неварцев из долины Катманду для создания произведений искусства, таких как сохранившиеся расписные деревянные столбы в храме Джоканг (8 век).[1]

Копируя неварскую технику, обучаясь у мастеров в северной Индии, производя большое количество предметов живописи, бронзовых и глиняных скульптур, тибетцы постепенно вырабатывали свой собственный стиль, отличающийся «ощутимым чувством концептуальной „цельности“», в большей степени сформировавшийся к 15 веку.[1]

Большинство символов, используемых в тибетском искусстве, уже существовало в древней Индии с времён появлением там буддизма[3] Говоря же об отличиях тибетского буддизма от раннего индийского буддизма, исследователи отмечают, что первый уникален не какими-либо отдельными доктринами, а тем, каким образом одинаковое для буддийских учений содержание было в Тибете систематизировано и структурировано по стадиям, ведущим к просветлению.[3]

Живопись

Роспись танки

Тибетская живопись полностью связана с тибетским буддизмом.[4] В ней выделяется три основных школы и три категории изображений с гневными, спокойными или мирными божествами.[5] Исследователи отмечают такие отличительные характеристики тибетской живописи как «великолепная гибкость и чёткость линий, виртуозность исполнения и колористическое чутье».[4]

Основными художниками в Тибете длительное время были только монахи (ламы), которые рисовали мандалы, изображения божеств, подбирая благоприятные дни для начала рисования, совершали определённые религиозные ритуалы, молились во время работы.

Одним из наиболее известных и распространённых видов тибетской живописи является танка,[5] отличающаяся строгой каноничностью.[4]

Скульптура

Скульптура Тибета связана с тибетским буддизмом также как и живопись.[4] Пик её развития приходится на 17-18 века.[6]

В качестве материала для изготовления скульптур на Тибете использовались дерево, глина, камень, бронза,[6], медь[4]. Статуи украшались драгоценными камнями,[4] одеяниями[6]. В скалах вырезались и раскрашивались рельефы с изображениями буддийских божеств и святых.[4]

В Лхасе в храме Джоканг находится самая почитаемая в Тибете статуя, изображающая Будду Гаутаму в возрасте 8 или 12 лет[7]

Архитектура

Самобытным видом тибетского творчества считается архитектура, основными строительными материалами которой являются гранит, кирпич и дерево.[4]

Самым известным и монументальным архитектурным творением Тибета является дворец Потала, расположенный в Лхасе, входящий с 1994 года в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чортены (ступы) — также одна из визитных карточек Тибета. Самая крупная на Тибете ступа — храм Кумбум в Гьянгдзе.

Музыка и танцы

Ритуальное представление во время празднования Лосара. Потала, 1938 год.

Ритуальные тибетские танцы (гар и цам), песни, оперы и оперетты, сюжет которых основан на древних легендах или исторических событиях, исполняются монахами. Представления происходят на открытом воздухе[5] с использованием маск, отличающихся большой экспрессией.[4]

Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.[5]

Одна из основных целей созданного Далай-ламой XIV в 1959 году Тибетского института исполнительских искусств (Tibetan Institute of Performing Arts) — сохранение тибетской оперы, музыки и танцев.

Литература

Созданная на тибетском языке литература включает труды по истории, религии, философии, медицине, астрономии, а также художественные и поэтические произведения.[8]

Музеи

Одна из экспозиций музея кукол в институте Норбулинка, Дхарамсала, Индия

Одна из старейших и лучших в мире галерей экспонатов, посвящённых Тибету, находится в Ньюаркском музее[9]. В Лхасе расположен музей Тибета (en), имеющий постоянную выставку, посвящённую культурной истории Тибета.

Институт тибетологии Намгьял, расположенный в Сиккиме (Индия), имеет одну из самых больших в мире библиотек тибетских текстов, а также музей Тибетской иконографии и религиозного искусства.[10] В состав института Норбулинка, расположенного в Дхарамсале, входят Центр искусств, Академия тибетской культуры, Литературный и культурный исследовательский центр, библиотека, созданные в том числе для обеспечения непрерывного развития искусств Тибета.

Современное тибетское искусство

Мастерская в Тибетском институте исполнительских искусств в Дхарамсале, Индия

Обучение традиционным тибетским искусствам производится в нескольких институтах (таких как Норбулинка и Намгьял). Некоторые современные художники и скульпторы (как в изгнании, так и в Тибетском автономном регионе) пытаются модернизировать традиции подчас даже радикальным образом, а также используют современные техники творческого самовыражения, включая фотографию.[11]

Примечания

  1. 1 2 3 Powers, Templeman, 2012, с. 63
  2. Powers, Templeman, 2012, с. 62-63
  3. 1 2 3 Beér R. The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols. — Serindia Publications, Inc., 2003. — С.xiii
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Веймарн, Колпинский, 1961
  5. ↑ Tibet // Britannica
  6. ↑ Искусство Тибета. Российский общеобразовательный портал. Проверено 9 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
  7. 34. — 259 с. — ISBN 9781402762079.
  8. Tibetans // Encyclopedia of World Cultures. — 1996.
  9. A Glow From Within and on the Surface (англ.). Архивировано из первоисточника 24 октября 2012.
  10. Namgyal Institute of Tibetology
  11. Powers, Templeman, 2012, с. 64

Литература

На русском языке
  • Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. — Ориенталия, 2011. — 408 с. — ISBN 978-5-91994-006-7.
  • Искусство Тибета // Всеобщая история искусств. Том 2. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. — М: Искусство, 1961. — 408 с.
На английском языке
  • Powers J., Templeman D. Art // Historical Dictionary of Tibet. — Scarecrow Press, 2012. — С. 62-64. — 794 с. — ISBN 9780810868052.
  • Beér R. The Encyclopedia of Tibetan Symbols and Motifs. — Serindia Publications, Inc., 2004. — 368 с. — ISBN 9781932476101.
  • Heller M. Tibetan art: tracing the development of spiritual ideals and art in Tibet, 600-2000 A.D.. — Jaca Book, 2000. — 239 с. — ISBN 9788816690042.
  • Antoinette K. Gordon Tibetan Religious Art. — Courier Dover Publications, 2003. — 128 с. — ISBN 9780486425078.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Искусство Тибета
  • Культура и искусство Тибета. Проверено 13 января 2013. Архивировано из первоисточника 28 января 2013.

Тибетское искусство.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93