ОАО «АК «Транснефть» | |
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
TRNFP |
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Маттиас Варниг (председатель совета директоров) |
Отрасль | |
Продукция | |
Оборот | |
Операционная прибыль |
▲ 250,5 млрд руб. (2013 год, МСФО) |
Чистая прибыль |
▼ 158,01 млрд руб. (2013 год, МСФО) |
Число сотрудников |
84 тыс. (2008 год) |
Сайт |
www.transneft.ru |
«Трансне́фть» — российская транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России. Полное наименование — Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве.
Основные направления деятельности[2]:
«Транснефти» принадлежит свыше 70 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 насосных станций, компания транспортирует 93 % добываемой в России нефти[3].
В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти[4]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод "Дружба" » (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России)[5].
Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года.
28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России[6]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.
2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию был осуществлен в 4 квартале 2012 года.[7].
В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, находящихся в федеральной собственности.
Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.
В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости» почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры называемого другом премьер-министра России Владимира Путина предпринимателя А. Р. Ротенберга (получил около $500 млн)[8].
100 % обыкновенных акций (78,1 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству[9]. В свободном обращении находятся привилегированные акции. Прежде большей частью акций, находящихся в свободном обращении, владели «Интеррос» и «Нафта-Москва», но они продали их неизвестным лицам.
16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».
Президент компании — Николай Токарев. Председатель совета директоров — Маттиас Варниг.
«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года)[10].
Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).
Компания управляет следующими дочерними обществами[11]:
Транспортные организации | Сервисные организации | Вспомогательные организации | Доверительное управление |
---|---|---|---|
Транспортировка нефти
Транспортировка нефтепродуктов
|
|
|
|
Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди)[7]. Также среди крупнейших текущих проектов:
«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский торговый порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты[8].
За 2005 год трубопроводами компании было перекачано 453,8 млн тонн нефти. Запасы нефти в системе трубопроводов по состоянию на 30 сентября 2005 года составляли 27,3 млн тонн.
За 2006 год трубопроводами компании было перекачано 458,5 млн тонн, в том числе на экспорт было сдано 251,6 млн тонн, что на 2,2 млн тонн выше показателя 2005 года[15].
Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2007 год — 221,9 млрд руб. (за 2006 год — 202,4 млрд руб.), чистая прибыль — 64,7 млрд руб. (54,9 млрд руб.). Выручка по российским стандартам в 2006 году — 194,5 млрд руб., чистая прибыль — 3,5 млрд руб[10][16].
Спецморнефтепорт Приморск
С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также была деформирована. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику будет завершен до конца 2012 года[17].
Старый логотип
Новый логотип с 2012 года
В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти[18]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково[19]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы“, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается»[18].
Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ[20].
20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт[21]. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров[21]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации[21]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода[22].
В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены[23]. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории[22].
Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла[24]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу»[25]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.
«Транснефть», контролирующая общероссийскую систему нефтепроводов, неоднократно критиковалась за нехарактерную для публичной компании информационную закрытость[26]. В частности, известный оппозиционер Алексей Навальный, являющийся миноритарным акционером компании, неоднократно пытался получить различные документы о деятельности компании, включая протоколы заседаний совета директоров[27]. Президент компании Николай Токарев в 2008 году заявлял: «Мне абсолютно все равно, как они [привилегированные акции] котируются, сколько стоят». Во второй половине 2011 года компания изменила ориентиры в этой области, официально заявив о принятии курса на диалог с инвесторами и рост капитализации (по мнению экспертов, это стало одной из причин укрепления курса акций «Транснефти» осенью 2011 года)[28].
В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[6]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия[6]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[6]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО[6][29]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов»[30][6][29]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело[31][32][33].
16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[34]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[35] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти»[35]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ[36][37][38][39][40][41].
Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[42]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО»[43].
Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[30]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[44]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[45] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей[33]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[46]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено[33].
29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура[47]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой»[48][49][50].
Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»)[9]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб.[51], в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб.[52]
«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным, являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств[53][51].
В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет руководитель Управления делами Президента России Владимир Кожин)[54].
Транснефть в Викиновостях? |
Состав индекса РТС и индекса ММВБ (с 16 декабря 2014 года по 16 марта 2015 года) | |
---|---|
Акрон • АЛРОСА • АФК Система • Аэрофлот • Банк ВТБ • Банк «Санкт-Петербург» • Башнефть • Башнефть(ап) • ВСМПО-АВИСМА • Газпром • Группа компаний ПИК • Группа ЛСР • Дикси • Интер РАО ЕЭС • Камаз • ЛУКойл • Магнит • Магнитогорский металлургический комбинат • МегаФон • Московская биржа • Мостотрест • МТС • М.видео • Новатэк • Новолипецкий металлургический комбинат • Новороссийский морской торговый порт • Норильский никель • Полиметалл • Роснефть • Ростелеком • Ростелеком(ап) • Российские сети • РУСАЛ • РусГидро • Сбербанк России • Сбербанк России(ап) • Северсталь • Соллерс • Сургутнефтегаз • Сургутнефтегаз(ап) • Татнефть • Татнефть(ап) • Транснефть • Трубная металлургическая компания • Уралкалий • Фармстандарт • ФосАгро • ФСК ЕЭС • Черкизово • Э.ОН Россия • Яндекс |
База расчёта индекса ММВБ 10 (по состоянию на I квартал 2015 года) | |
---|---|
База расчёта индекса MSCI Russia | |
---|---|
АЛРОСА · ВТБ · Газпром · ЛУКойл · Магнит (GDR) · МегаФон (GDR) · МТС (ADR) · Московская биржа · Новатэк (GDR) · Норильский никель · Роснефть · Ростелеком · РусГидро · Сбербанк · Сбербанк (п) · Северсталь · АФК Система (GDR) · Сургутнефтегаз · Сургутнефтегаз (п) · Татнефть · Транснефть (п) · Уралкалий |
Транснефть.