Тульский троллейбус — система троллейбусного транспорта города Тула. Эксплуатация открыта 3 ноября 1962 года.
Тульский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
9 |
Длина контактной сети |
63.9 |
Количество троллейбусных парков |
1 |
Количество троллейбусов |
126 ▲ |
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
ЗиУ-682, ЗИУ-6205, АКСМ-101М, ВМЗ-170, ВМЗ-5298, ВЗТМ-5280, ВЗТМ-5284, Тролза-5265 «Мегаполис» |
Компания-перевозчик |
МКП "Тулгорэлектротранс" |
Содержание |
Эксплуатацию троллейбусной сети с 19 апреля 2010 года осуществляет МУП «Тулгорэлектротранс», единственное троллейбусное депо находится на улице Курковая.
История Тульского троллейбуса началась 4 ноября 1962 года в 14 часов, когда в троллейбусном депо был проведен торжественный митинг. В первый день своей работы троллейбусы возили горожан бесплатно. Водителей первых троллейбусов отбирали по конкурсу. В основном набирали шоферов с большим опытом работы на грузовых автомобилях и с учетом высокой «классности». Обучение их проходило в Рязани.
Троллейбусное движение было открыто по двум маршрутам:
Общая протяженность линий составляла около 8 километров. На конец 1962 года парк состоял из 15 машин модели ЗиУ-5 Ровно через год — 4 ноября 1963 года — был открыт третий маршрут, сообщением: площадь Челюскинцев — Южная площадь (ныне площадь Победы). Протяженность линии составляла 8,5 км. Время пробега машин — 40 минут. Интервал движения — 4 минуты — обеспечивали 10 машин. Так троллейбусы вышли на главную магистраль города — проспект Ленина.
К концу 1963 года парк троллейбусов достиг 25 единиц (пополнился машинами ЗиУ-5 № 16-25). Маршрут № 1 был продлен на юг города. Намечались работы по сооружению троллейбусной линии по ул. Первомайской. А вот планам постройки троллейбуса по ул. Мосина до Московского вокзала так и не суждено было осуществиться.
К ноябрю 1966 года в южной части Тулы троллейбусная линия была продлена от пл. Победы до Зеленстроя (ныне станция Южная), где планировалось сооружение нового автовокзала. 3 декабря 1966 года новая ветка по улице Первомайской была введена в действие. По ней начали курсировать троллейбусы маршрута № 4.
В 1969 году троллейбусная сеть в этом районе получила дальнейшее развитие. По ул. Дм. Ульянова троллейбусные провода дотянулись до Московского вокзала, а по улицам Болдина, Макаренко и 9-го мая вышли на проспект Ленина в районе площади Победы, замкнув троллейбусное кольцо в южной части города. Был запущен маршрут № 5 сообщением Московский вокзал-Зеленстрой. За несколько лет работы троллейбуса в Туле выявились и некоторые серьёзные проблемы. Надежность троллейбусов ЗиУ-5 была крайне низкой. Так в сентябре 1966 года серьёзные неисправности возникали у 20 машин из 62, находившихся в инвентаре депо. В 1965 году был момент, когда по причине износа шестерен редуктора заднего моста из строя практически одновременно выбыла большая часть машин.
По 1971 год включительно в Тулу поступали троллейбусы моделей ЗиУ-5, ЗиУ-5Г, ЗиУ-5Д. Всего их поступило не менее 90 единиц. С 1972 года в город оружейников стали приходить троллейбусы более современной модели ЗиУ-9, имеющие три двери, а соответственно большую пропускную способность пассажиров, пневматические рессоры и более плавный ход. В 1972 году в Тулу пришло 11 машин модели ЗиУ-9Б. В этом же году начались работы по расширению и модернизации троллейбусного депо. В мае 1974 года была проложена троллейбусная линия по Красноармейскому проспекту и ответвление в аэропорт на севере города, введен в эксплуатацию шестой троллейбусный маршрут, связавший Московский вокзал с Аэропортом, и седьмой, до троллейбусного депо. Улица Красноармейская с пуском по ней троллейбуса была переименована в проспект. На новой линии курсировало 8 машин с интервалом 5-7 минут.
16 июля 1980 года было открыто троллейбусное движение по ул. Пузакова в квартал Малые Гончары, для чего был произведен монтаж 3,6 км контактной сети и двух фидерных автоматов на тяговой подстанции № 12. Троллейбусный маршрут № 1 стал курсировать от Зеленстроя до Малых Гончаров. Также в связи с постройкой Площади имени В. И. Ленина участок троллейбусной линии от площади Челюскинцев до улицы Советской был закрыт, взамен него построен обход от Красноармейского проспекта по Советской до проспекта Ленина. Однако кольцо на площади Челюскинцев и линию по улице Металлистов сохранили.
В 1981 году туляков обслуживало 124 троллейбуса. Протяженность сети достигла 53,4 км. Ежедневный средний выпуск на линию составлял 91 единицу. В 1981 году была прекращена эксплуатация троллейбусов модели ЗиУ-5.
В 1982 году был открыт новый маршрут сообщением Малые Гончары — пл. Челюскинцев, которому был присвоен старый № 3. На эту линию выпускали семь троллейбусов, но пассажиропоток на ней за исключением часов «пик» был невелик. В 1982 году на маршрут троллейбуса № 1 вышло несколько красочно оформленных детских троллейбусов, на которых родители могли отвезти своих детей в сад, ясли или школу утром и забрать домой вечером. Эти необычные машины прослужили в городе до начала 90-х годов.
К ноябрю 1983 года троллейбусный парк достиг 134 единицы, в эксплуатации находились грузовые троллейбусы с дополнительным двигателем внутреннего сгорания модели ТГ-1 и КТГ-1. Грузовые троллейбусы эксплуатировались в Туле до начала 90-х годов. 10 мая 1984 года был открыт троллейбусный маршрут № 8 сообщением Автовокзал — Московский вокзал, в 2004 г. ставший №30, а ныне перенумерованный в № 11.
К началу 90-х годов туляков обслуживало 9 маршрутов троллейбуса:
Начало 90-х годов прошлого века, казалось, было благоприятным для тульского троллейбуса. С конца 1990 года в Тулу стали поступать машины модели ЗиУ-682Г, включая и их модификацию «ГН», предназначенную для стажировки водителей. В городе оружейников последние работали и как учебные, и как пассажирские. В 1992 году приходит партия из 24 троллейбусов марки ЗиУ-682Г. Дополнительно в этом году поступает не менее пяти машин ЗиУ-682В, прошедших капитальный ремонт на московском троллейбусно-ремонтном заводе (МТРЗ). Планировалось строительство новых троллейбусных линий в Мясново, по улицам Фрунзе и Лейтейзена, на севере города и в Пролетарском районе по улицам Металлургов, Гастелло, Кутузова, Вильямса, Кирова для замены автобусных маршрутов.
Распад социалистического блока привел к прекращению поставок новых трамваев из Чехословакии. В результате планы развития транспорта областного центра были скорректированы в сторону троллейбуса. Намечалось проложить линии в северо-восточный микрорайон, к АК «Тулачермет», в поселки Горелки и Октябрьский. В первом варианте трасса троллейбуса к АК «Тулачермет» должна была пройти по улице Кутузова, во втором — по улице Металлургов с демонтажом трамвайных путей на участке от трамвайного депо № 2 до стадиона Металлург. В 1995 году планировали продлить троллейбус в южной части города во вновь построенный жилой микрорайон в Платоновском лесу.
В 1997 году предлагался демонтаж трамвайных путей по ул. Октябрьской и М. Горького с сооружением по ул. М. Горького, Курковой троллейбусной ветки. В этом случае в Зареченском районе города замкнулось бы троллейбусное кольцо, образованное ул. Октябрьской, М. Горького, Курковой, Луначарского. Во второй половине 90-х годов троллейбусные провода могли бы протянуться по ул. Фрунзе на участке от ул. Первомайской до Красноармейского проспекта, но удалось только к ноябрю 1999 года продлить линию от станции Северной до мкр. Горелки, протяженностью около 1,7 км.
В 2001 году в Тулу поступили подержанные дуобусы Renault из Франции. В связи с закупками дуобусов появились проекты автобусно-троллейбусных маршрутов в Хомяково и Скуратово. Однако эти машины пошли на маршруты 2, 4, 5, 6 как обычные троллейбусы и на автобусные маршруты 44 и 10Т. Эксплуатация дуобусов продолжалась до 2007 года.
В 2004 году троллейбус перешел компании ООО «Тулапассажиртанс». После этого начались закупки новых троллейбусов. В 2004 году была восстановлена контактная сеть на улице Громова, в аэропорт запущены маршруты 3 и 9. В 2007 году была построена троллейбусная линия по ул. Советской, Пролетарской и Ложевой до трамвайного депо в Криволучье. В момент наивысшего развития троллейбуса-в 2008—2009 году-действовало 11 маршрутов:
В 2008 году между мэром г. Тулы Владимиром Могильниковым и директором ООО «Тулапассажиртранс» Юрием Мазикиным возник конфликт из-за распределения автобусных перевозок. Это привело к тому, что город прекратил с начала 2009 года возвращать межтарифную разницу. На последней неделе апреля троллейбусы и автобусы предприятия не выходили на маршруты. В настоящее время решением суда Ю. Мазикин дисквалифицирован сроком на 1 год. С 19 апреля 2010 года троллейбус перешел в ведение МУП «Тулгорэлектротранс». 12 ноября 2010 года в Тулу пришел новый троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис». Планируется продолжение закупок этих троллейбусов. В начале 2011 года был отменен маршрут №9 и вновь прекращена пассажирская эксплуатация линии по улице Громова и кольца перед бывшим зданием аэровокзала. В феврале 2012 года пришла партия из восьми новых троллейбусов ЛиАЗ-5280.
По состоянию на начало 2011 года в Туле действует 9 троллейбусных маршрутов, обслуживаемых одним депо. Ежедневный выпуск составляет 80 троллейбусов в час-пик по будням и 69 в выходные дни и межпиковое время. Общая длина троллейбусных линий составляет 63,9 километров, включая недействующие 500-метровую линию по улице Металлистов и кольцо на Крестовоздвиженской площади и 300-метровую линию по улице Громова.
№ маршрута | Протяженность маршрута (км) | Начало маршрута | Конец маршрута | Улицы | Выпуск час-пик/внепик | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 9.93 | Малые Гончары | Станция Южная | Ствольная, Пузакова, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Проспект Ленина | 12/10 | |
2 | 8.51 | Троллейбусное депо | Станция Южная | Луначарского, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Проспект Ленина | 15/10 | |
3 | 7.5 | Малые Гончары | Московский Вокзал | Ствольная, Пузакова, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Красноармейский проспект, площадь Московского вокзала | 2/2 | ранее ходил от ст. Южной до пл. Челюскинцев, с 2004 до 01.01.2010 от Московского Вокзала до Аэропорта |
4 | 13.96 | Станция Северная | Станция Южная | Московское шоссе, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Проспект Ленина, Первомайская, Дмитрия Ульянова, Площадь имени 50-й армии, Болдина, Макаренко, 9-го мая, Проспект Ленина | 12/10 | |
5 | 6.7 | Московский Вокзал | Станция Южная | Площадь Московского вокзала, Красноармейский проспект, Дмитрия Ульянова, Площадь имени 50-й армии, Болдина, Макаренко, 9-го мая, Проспект Ленина | 15/13 | |
6 | 9.3 | Горелки | Московский Вокзал | Московское шоссе, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Красноармейский проспект, площадь Московского вокзала | 8/8 | До 1997 года от Московского Вокзала в Аэропорт |
7 | 5.29 | Троллейбусное депо | Московский Вокзал | Луначарского, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Красноармейский проспект, площадь Московского вокзала | 6/6 | |
8 | 6.93 | Трамвайное депо | Московский Вокзал | Площадь Московского вокзала, Красноармейский проспект, Советская, Пролетарская, Ложевая | 6/6 | Ранее по трассе нынешнего маршрута №11 |
11 | 6.7 | Московский Вокзал | Площадь Победы | Площадь Московского вокзала, Красноармейский проспект, Советская, Проспект Ленина, Площадь Победы | 4/4 | Ранее имел №8 и №30 |
№ маршрута | Протяженность маршрута (км) | Начало маршрута | Конец маршрута | Улицы | Дата закрытия | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
4А | 13.67 | Аэропорт | Станция Южная | Громова, Московское шоссе, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Проспект Ленина, Первомайская, Дмитрия Ульянова, Площадь имени 50-й армии, Болдина, Макаренко, 9-го мая, Проспект Ленина | 1997 год | |
9 | 9.71 | Аэропорт | Трамвайное депо | Громова, Московское шоссе, Октябрьская, Зареченский мост, Советская, Пролетарская, Ложевая | 1 января 2011 года | До 01.01.2010 от Аэропорта до Южной |
10 | 12.15 | Трамвайное депо | Станция Южная | Ложевая, Пролетарская, Советская, Проспект Ленина, Первомайская, Дмитрия Ульянова, Площадь имени 50-й армии, Болдина, Макаренко, 9-го мая, Проспект Ленина | 1 января 2010 года | |
К | 7.3 | Московский Вокзал | Улица Первомайская | Площадь Московского вокзала, Красноармейский проспект, Дмитрия Ульянова, Первомайская, Проспект Ленина, Советская, Красноармейский проспект | Начало 2000-х | Кольцевой |
Название | Расположение | Тип | Описание | Дата открытия | Дата закрытия | Текущее состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Горелки | мкр. Горелки | к/ст | Разворотный круг с двумя парами проводов | 1999 | Действующая, используется 6 маршрутом | ||
Станция Северная | мкр. Куруловка | л/ст | обычный разворотный круг | 1962 | Действующая, используется 4 маршрутом | ||
ДК Железнодорожников | улица Демонстрации | к/ст | обычный разворотный круг | 1966 | 1974 | демонтирована при продлении линии | |
Аэропорт | Площадь перед бывшим зданием аэровокзала | к/ст | обычный разворотный круг | 1973 | Не эксплуатируется | ||
Малые Гончары | Малые Гончары | к/ст | обычный разворотный круг | 1980 | Действующая, используется 1 и 3 маршрутом | ||
Троллейбусное депо | Улица Курковая | л/ст | разворотный круг со съездами в депо | 1962 | Действующая, используется 2 и 7 маршрутом | ||
Крестовоздвиженская площадь (Площадь Челюскинцев) | Крестовоздвиженская площадь | к/ст | обычный разворотный круг, до 1980 года двусторонний с четырьмя стрелками | 1962 | Используется при сокращенных рейсах, в пассажирском движении не задействована | ||
Московский Вокзал | пл. Московского вокзала | л/ст | разворотный круг с двумя парами проводов | 1969 | Действующая, используется 3,5,6,7,8,11 маршрутами | ||
Площадь им. 50-й Армии (Короленко) | Площадь им. 50-й Армии | к/ст | Разворотный круг с четырьмя стрелками, двусторонний | 1969 | Действующая, используется при сокращенных рейсах | ||
Автовокзал | Площадь Победы | к/ст | обычный разворотный круг | 1963 | Действующая, используется 11 маршртом | ||
Станция Южная | микрорайон «Зеленстрой» | л/ст | Разворотный круг с тремя парами проводов | 1966 | Действующая, используется 1,2,4,5 маршрутами | ||
депо (Криволучье) | Ул. Ложевая в районе трамвайного депо № 2 | к/ст | Разворотный круг через улицу | 2007 | Действующая, используется 8 маршрутом |
В Туле эксплуатируется 126 троллейбусов
Модель | Год начала эксплуатации | Год окончания эксплуатации |
---|---|---|
ЗиУ-5 | 1962 | 1981 |
ЗиУ-9 | 1972 | 1992 |
ЗиУ-682 | 1990 | Настоящее время |
ЗиУ-6205 | 1996 | Настоящее время |
Renault PR180HPU02A1 | 2001 | 2007 |
АКСМ-101М | 1998 | Настоящее время |
ВМЗ-170 | 2000 | Настоящее время |
ВМЗ-5298 | 2004 | Настоящее время |
ВЗТМ-5280 | 2007 | Настоящее время |
ВЗТМ-5284 | 2007 | Настоящее время |
Тролза-5265 «Мегаполис» | 2010 | Настоящее время |
Ранее в эксплуатации были:
В ближайшие годы в Тулу должны поступить 50 новых троллейбусов. В ближайшей перспективе продление линии в Пролетарском районе от трамвайного депо по улицам Металлургов, Гастелло, Кутузова, Вильямса до Тульской областной больницы. Новая линия позволит организовать надежное транспортное сообщение с густонаселенным Северо-Восточным микрорайоном и сократить количество автобусных маршрутов. Также на дальнюю перспективу есть планы продления троллейбуса на север города, до Красных Ворот, а в дальнейшем и в Хомяково, строительства линии по улице Фрунзе и проектируемому мосту от улицы Фрунзе к улице Луначарского. Однако после распада «Тулапассажиртранса» будущее этих планов стало неопределенным.
Тульский троллейбус творчества, тульский троллейбус творчества субботняя улитка.