Ужокский перевал | |
Ужокский перевал зимой |
|
49°00′10″ с. ш. 22°53′15″ в. д. / 49.002778° с. ш. 22.8875° в. д. (G) (O) (Я) | |
---|---|
Расположение | |
Горная система |
Карпаты |
Высота седловины |
889 |
|
|
|
|
Категория на Викискладе |
Ужо́кский перевал (Ужоцкий перевал, чеш. Užocký průsmyk, Užocké sedlo, польск. Przełęcz Użocka, венг. Uzsoki-hágo) — перевал в Восточных Карпатах через Верховинский Вододельный хребет на границе Закарпатской и Львовской областей Украины близ границы с Польшей. Высота 889 м.
Через перевал проходит железная дорога и шоссе Львов—Ужгород. Во время Первой мировой войны перевал был местом боёв между русской и австро-венгерской армиями.
С северной стороны перевала есть источник реки Сан, с южной — реки Уж.
Содержание |
В 1872 году здесь была введена в эксплуатацию стратегически важная железнодорожная магистраль, соединявшая Будапешт с Восточной Галицией (перевал был административной границей Венгрии и Галиции в составе Австро-Венгрии). Железнодорожное сообщение здесь существует до сих пор, кроме местных пассажирских перевозок используется преимущественно для поставки руды из Словакии. Здесь проложено 14 железнодорожных тоннелей, это — самая красивая горная магистраль Украины. Здесь проложены ряд туристических маршрутов.
Во время Первой мировой войны за перевал продолжались кровавые бои, о которых напоминает военное кладбище. В течение 1914—1915 годов перевал несколько раз брала русская армия, позже он снова оказался в руках Австро-Венгерской армии.
После Первой мировой войны на перевале расположилась чехословацко-польская граница, в 1930 году здесь было построено новое здание чехословацкого таможенного управления. После аннексии Венгрией территории нынешнего Закарпатья (тогдашней Подкарпатской Руси) здесь пршла венгерско-польская граница. Через два дня после захвата — 20 марта 1939 — здесь состоялись торжества по случаю восстановления общей границы двух стран. С сентября 1939 года до июня 1941 перевал стал венгерско-советской границей.
За перевал продолжались тяжелые бои и во время Второй мировой войны. Венгерские и немецкие войска построили здесь так называемую линию Арпада — на склонах гор размещалось много километров траншей, развернуто 30 бетонных и 60 деревянно-земляных бункеров. После присоединения Закарпатья к Советскому Союзу перевал стал снова лишь административной границей Львовской и Закарпатской областей, Великоберезнянского и Турковского районов.
В 1960-х годах дорога была электрифицирована.
Ужокский перевал карта, ужокский перевал в обход белгородской таможни, ужокский перевал белгород, ужокский перевал 1915.