Упосатха — церемония покаяния буддийских монахов, проводится в 1, 8, 14, 28-й день лунного месяца. Используется как в тхераваде, так и во всех школах махаяны. Монах-чтец читает Патимокху (санскр.: пратимокша), канонический текст, находящийся в буддийском каноне — в Суттавибханге (первой части Виная питаки — «корзине дисциплинарного кодекса»), перечисляющий прегрешения. Имеющий то или иное прегрешение монах выходит и раскаивается. Миряне на церемонию не допускаются. Церемония известна со времён Будды и порядок её проведения зафиксирован в палийском каноне. Грехи делятся на требующие исключения из общины и не требующие.
Нарушения кодекса винайи делятся на несколько категорий.
Составлялся он по принципу прецедента. То есть когда происходил «какой-то случай», который впоследствии был квалифицирован как недопустимый, Будда, как правило, произносил проповедь, и правило было включено в винайю \кодекс моральных норм\. В качествем примера можно привести случай, когда один монах не мог перенести воздержание, и бросился со скалы, желая покончить собой. Он упал на какого-то человека и убил его. Будда отметил, что самоубийство недопустимо. Это стало заповедью: недопустимость самоубийства в буддизме. (См. А. Парибок в Послесловии к Милиндапаньхе, с .432)
Примыкающая к канону на пали книга Милиндапаньха зафиксировала объяснение, которое давали ранние буддисты, почему винайя дана «по принципу прецедента», а не вся сразу. Царь Менандр (пали: Милинда) спросил у буддийского архата Нагасены, неужели Всеведущий Будда не был всеведущим — и не мог сразу дать бхиккху(монахам) все правила винайи. Нагасена ответил ему, что если бы все 227 правил были даны «в один присест», они бы показались монахам очень многочисленными и тяжёлыми (см.: цит. соч. с. 385)
1.Канаева Н. А.. Пратимокша \\ Словарь буддизма. М.1995
2.Торчинов Е. А.. Введение в буддологию М.1999
3. ДАЛАЙ ЛАМА. Буддизм в Тибете. М.1997
4.Виная питака. Суттавибханга.
5.Милиндапаньха. Пер. А. Парибка. Издательство «Наука». М.1989
Упосатха обеты, упосатха календарь 2023.