Усуль аль-фикх (араб. أصول الفقه — «Основы фикха») — дисциплина исламского права (фикх), систематизирующая источники, основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана, Сунны, иджмы и кияса[1]. В шариатской терминологии термин «усуль аль-фикх» означает «наука, которая изучает общие доводы фикха, методы их использования и положения получающего пользу (из них)»[2].
Содержание |
Поскольку первое поколение исламских правоведов не нуждалось систематизации выводов фикха, усуль аль-фикх как особая дисциплина сложились не сразу. Считается, что Мухаммад сообщал своим сподвижникам о правилах и те в поисках таких правил обращались прежде всего к Корану и Сунне. Если в этих главных источниках они не находили предписаний, то глубокое знание смысла ислама и образа мыслей пророка Мухаммеда позволяло им вводить новые практические нормы[3].
Так как новые поколения исламских правоведов не могли быть непосредственными свидетелями решений правовых вопросов пророком Мухаммедом и не обладали столь глубокими знаниями основ ислама как предшествующие поколения мусульман, возникла острая потребность в разработке строгих правил формулирования правовых норм на основе Корана и Сунны. Расширение границ Арабского халифата поставили мусульманских правоведов перед необходимостью решать такие проблемы, которые были неизвестны первому поколению мусульман. В решении аналогичных вопросов появлялись существенные расхождения, которые могли привести к отклонению от истинных целей шариата. Все это и дало толчок к становлению концепции усуль аль-фикха не ранее второй половины VIII века[3].
Ко второй половине VIII в. сложились два ведущих подхода к разработке фикха, которые отличались способами формулирования норм. Первые — ахль аль-хадис, ориентировались прежде всего на Сунну пророка Мухаммеда, а вторые — асхаб ар-рай, делали акцент на рациональные приемы решения вопросов фикха[3].
В конце VIII — начале IX в. в рамках указанных направлений сформировались мазхабы, которые придерживались определенных правил формулирования норм фикха. Такие правила, систематизированные и всесторонне обоснованные в трактате Мухаммада аш-Шафии ар-Рисала, вошедшем в сборник «аль-Умм» стали основой теории усуль аль-фикха[3].
Классическими источниками права в усуль аль-фикхе являются Коран и Сунна (предания о словах и действиях Мухаммеда). Третьим по значимости источником является иджма — единодушное мнение авторитетных имамов-муджтахидов по вопросам, которые прямо не урегулированы ни в Коране, ни в Сунне. Четвёртым по счёту источником является кияс — суждение по методу аналогии[1].
Если в интерпретации первых двух источников мусульманские правоведы-факихи придерживаются в основном одинакового мнения, то в отношении двух последних есть некоторые разногласия. Так, маликиты под иджмой подразумевают единодушное мнение только жителей города Медины, а захириты и некоторые ханбалиты в качестве иджмы рассматривают только единогласное мнение сподвижников Мухаммеда[1].
Шииты-джафариты помимо Корана и Сунны также обращаются к мнениям двенадцати шиитских имамов в качестве источника права. Также джафариты отрицают кияс в качестве источника фикха, в то время как ханафиты в качестве рационального метода широко используют истихсан, а маликиты — истислах[1].
Шариат и фикх | ||
---|---|---|
Источники шариата | Коран • Сунна • Иджма (догмат) • Кияс (аналогия) • Акль (разум) • Адат (обычай) • Таклид (подражание) • Иджтихад (интерпретация) • Истихсан | 90px |
Правовые школы | Ханафитская • Маликитская • Шафиитская • Ханбалитская • Джафаритская • Исмаилитская • Зейдитская • Ибадитская • Захиритская | |
Виды наказаний | Дийя (компенсация) • Кисас (месть) • Раджм (побивание камнями) • Тазир (осуждение) • Хадд | |
Бида (новшество) • Грехи • Далиль (довод) • Кафара (искупление) • Манхадж (методология) • Фетва • Авторитеты в области шариата |
Усуль сунна имама ахмада, усуль фикх скачать, усуль фикх аудио, усуль тафсир.
Шаблон:Вузы Кабардино-Балкарии, Файл:Alice par John Tenniel 32.png, Премьер-лига КВН 2009, Блюваль, Марсель, Антон Шандор ЛаВей.