Евгений В. Харитоновъ | |
Имя при рождении: |
Евгений Викторович Харитонов |
---|---|
Род деятельности: |
поэт, музыкант, мультимедийный артист, критик, культуртрегер |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Сайт: |
Academia-F |
Евгений Викторович Харитонов (Евгений В. Харитоновъ; EugeneKha; англ. Evgenij V. Kharitonov; род. 9 декабря 1969, Железнодорожный) — поэт, визуальный и саунд-артист, музыкант, историк литературы и кино, редактор, организатор литературных и музыкальных фестивалей.
Содержание |
Родился в городе Железнодорожный Московской области в семье служащих. После школы отучился два курса на филфаке в Калужском пединституте, отслужил в рядах Советской Армии на Бельбеке под Севастополем и окончательное высшее образование получил на филфаке и в магистратуре МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).
Работал журналистом в газетах и журналах, редактором, учителем-словесником; в 1997-1999 гг. - зав. отделом научного журнала "Библиография"; с 1999 года — зав. отделом критики и библиографии в литературном журнале фантастической прозы «Если»; в 2011 году вернулся в "Библиографию", старший научный сотрудник Российской книжной палаты; в 2006—2008 гг. был главным редактором (совместно с Д.Н. Байкаловым) литературного приложения к научно-популярному журналу «Знание-сила» — «Знание-сила: Фантастика»; с 2009 г. - шеф-редактор альманаха визуальной поэзии «Другие»; с 2007 г. - главный редактор журнала литературного и художественного авангарда «Другое полушарие». В 2006-2008 гг. выпускал сетевой журнал «Barkov’s Magazine» (маргинальная словесность). Куратор ежегодного фестиваля литературного, художественного и медийного авангарда «Лапа Азора» (с 2007 г.). Параллельно с литературной деятельностью активно работает в области электронной и экспериментальной музыки, занимается саунд-дизайном и sound poetry. В 1986-1996 гг.был участником рок-групп The Мы, Русские Сказители, Храм Снов и др. С начала 2000-х выступает и записывается под псевдонимом EugeneKha, участник музыкальных проектов Yoko Absorbing (совместно с Михаилом Лёзиным), Nameless Dancers, Microbit project, Spacebirds. В своих выступлениях нередко сочетает приемы электронного аудио-арта и поэтического перформанса. В 2008 г. создал рекордс-студию White Art Studio, на базе которой функционируют музыкальные лэйблы 45 Echoes Sounds, Microbit-records, Another Hemisphere Records.
Печатается с 1984 года (первые публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» и ряд заметок в районных газетах). На музыкальной сцене — с 1986 года.
Член Союза литераторов РФ (1997); Союза писателей России (2001), Союза журналистов России (2003), Русского ПЕН-клуба (2007), Международной Академии Зауми, Высшего творческого совета Союза писателей XXI века.
Член редколлегий литературных журналов «Дети Ра» (Москва), «Футурум АРТ» (Москва), «Ваяния» (София, Болгария), «Окно» (Дублин, Ирландия). Живет в Москве.
Первая литературная публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» (1984). Написал несколько рассказов в жанре абсурдистской фантастики, опубликованных в периодике и в коллективных сборниках.
С поэтическими публикациями выступает с конца 1980-х годов, но до конца 1990-х стихи публиковались, в основном, в самиздате и за рубежом (Болгария, Великобритания). В поэтическом творчестве тяготеет к постфутуристической, поставангардной традиции,активно использует приемы комбинаторики, визуальной поэзии, sound poetry (laut poesie).
«Харитонов роет яму ямбу, пытается уйти от традиции, органично вливаясь в традицию авангарда. Но и от неё, от спиральных кирпичиков Крученых и Бурлюка, он тоже уходит. Куда? В наш век. Со всей его жестокостью и прозой, с политикой, которая спешит сама позаботиться о тебе, если ты будешь продолжать её беззаботно игнорировать: «Восток дело тонкое / Восток дело громкое / Восток дело дымное / Восток дело взрЫвное...» . Этот поэт взирает на мир с отчаянием и наивностью ребенка. Но одновременно ухитряется задействовать и «жало мудрыя змеи» («...когда-нибудь // старость усталость отрежет // мой едкий смешливый // змеиный язык» - так интерпретирует тему сам Харитонов). На формальном уровне он всё время ищет какие-то новые грани поэтического языка. Его ego, его сокровенное, его «самое-самое» пересекается, интерферирует с бытом и бытием, встраивается в культурную парадигму, неминуемо её изменяя. На уровне содержательном у этого поэта получаются очень пронзительные, человечные, и – да, да, не побоюсь этого слова – очень гуманистические стихи, несмотря на всю их ершистость и фронду.» (Татьяна Логачева. Журн. «Дети Ра» 2008. № 7).
«Очевидно, что в основе однострочной «зауми» Евгения В. Харитонова лежат фольклорные образцы русских народных припевов. Мы видим элементы остранения поэтического языка, его затрудненность. В основе однострочных стихов Евгения В. Харитонова — не только припевы, но и скороговорки, которые уплотняют стиховую конструкцию, делают ее максимально концентрированной и непохожей на структуру прозы.» (Евгений Степанов. Современный русский моностих и однострочная поэзия).
«Метод Харитонова можно назвать умеренным поставангардом; склонность к деформации стихотворной ткани не мешает поэту существовать в традиционном лирическом модусе… Среди источников Харитонова – и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного верлибра – Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, – но и фольклор, и обыденная речь.» (Данила Давыдов. Книжное Обозрение. 2007. № 6).
Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки. Поэтические произведения публикуются в журналах «Дети Ра», «Новый мир», «Футурум АРТ», «Иностранная литература», «Черновик», «Дружба народов» и др., включены в российские и зарубежные антологии.
Лидер поэтической группы традиционал-авангардистов «Другое полушарие».
С конца 1990-х активно выступает в качестве переводчика современной болгарской поэзии и фантастической прозы. В издательствах «Эксмо», «Армада» и др. в переводах Евгения Харитонова на русском языке выходили произведения болгарских фантастов Христо Поштакова, Любена Николова, Агопа Мелконяна, Янчо Чолакова и др.; стихи современных поэтов Болгарии Георги Господинова, Бойко Ламбовски, Никиты Нанкова, Магдалены Костовой-Панайотовой, Румена Шомова, Кристин Димитровой, Екатерины Йосифовой, Венцеслава Кисьова, Калины Ковачевой, Ивана Методиева, Аксиньи Михайловой, Стефана Мавродиева, Ивана Сухиванова и др.
Создал более 20 работ в жанре бук-арт, которые хранятся в частных собраниях России и Германии.
Автор многочисленных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных различным аспектам научной фантастики в литературе и искусстве — от биографий, предисловий и послесловий до статей по актуальным вопросам жанровой литературы, кино и комикса, библиографических указателей, статей и рецензий о современной поэзии, очерков по истории рок-музыки. Основные направления: история русской литературы, болгарская фантастическая словесность, фантастический кинематограф, библиография, современная поэзия.
Способствовал возвращению в литературу ряда забытых имен — Ф. И. Дмитриев-Мамонов, В. И. Крыжановская-Рочестер и др. Забытым именам и неизвестным страницам русской литературы посвящена книга очерков и этюдов «Апокрифы Зазеркалья» (отдельным изданием пока не вышла, отдельные главы публиковались в сборниках и журналах).
За книгу «Болгария фантастическая», ставшую первым подобным исследованием в 2004 году стал первым иностранным лауреатом Национальной литературной премии Болгарии «Гравитон» (учреждена в 1991 г. Любеном Диловым) — за вклад в болгарскую культуру.
Автор биографических статей в «Энциклопедии фантастики: Кто есть кто» (Под ред. Вл. Гакова; Минск, 1995), в справочнике «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах» (М.: Мегатрон, 1998), биографическом словаре С. И. Чупринина «Новая Россия: Мир литературы» (М., 2003).
Организатор ежегодного фестиваля звуковой и экспериментальной поэзии «Лапа Азора».
Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева (издательство «Эксмо», 2009—2010).
Музыкальные и саунд проекты:
В 1986—1996 годах — гитарист, вокалист и автор песен рок-групп ««Yoko Absorbing», стилистика которого сложилась из элементов академического музыкального авангарда, «EugeneKha», работая в пространстве экспериментальной авангардной музыки, «Nameless Dancers», исполняющая смесь Spacebirds. Аудиоальбомы выходят на лейблах (StillStream, Sounds Of Ambience, Syndae, Machtdose).
В 2008 году организовал творческое объединение и студию звукозаписи White Art Studio, куда вошли курируемые им сетевые лэйблы Another Hemisphere Records, специализирующийся исключительно на sound poetry и Fluxus-ориентированный audio art; Microbit Records, на котором выпускаются альбомы экспериментальной музыки со всего мира в lowbit-формате (то есть с минимальным битрейтом); 45RPM-Records (+ суб-лейблы ChillMix Zone и Laser Visa), ориентированный на мягкую электронную музыку; 45 Echoes Sounds, выпускающий музыку в жанрах Ambient и New Age.
8 июля 2012 года в деревне Lobith (Нидерланды) проект Microbit Project выступил в рамках Первого международного фестиваля лоубит музыки LoBit Music Festival.
С начала 2000-х активно работает с такими формами визуального искусства, как визуальная поэзия, абстрактный комикс, асемическое письмо, видео арт. Является шеф-редактором журнала визуальной поэзии «Другие»
В 1998 году написал саундтрэк к короткометражному фильму «Лабиринт призраков» (Германия, реж. Маттиас Кюхке), в 2009 году музыка к фильму была издана на китайском лэйбле Bypass records.
В 2004 году принимал участие в съемках биографического фильма «Звезда Александра Беляева» (режиссер Юрий Суходольский, РТР).
В 2011 году написал музыку и сценарий (а также выступил в роли автора в кадре) к документально-биографическому фильму «Ларри» (ЦНФ-Анима, 2011; режиссеры Александр Люткевич и Андрей Рубецкой), посвященного судьбе советского детского писателя, автора «Необыкновенных приключений Карика и Вали» Яна Леопольдовича Ларри (1900-1977.
В 1980-1990-е, будучи активным участником отечественного Фэндома, выпускал ряд самиздатовских критико-информационных журналов (фэнзинов), посвященных отечественной и зарубежной фантастической прозе — «В пыли звезд» (1984), «Коммуникатор», «Фэн-Раритет», «Грог», «Фэнзинолог», «Мистериум», «Хайнлайн-Панорама». На рубеже 1990-2000-х был редактором двух критико-информационных электронных бюллетеней — «Академия-Ф» (проблемы мирового фантастиковедения) и «Planet F» (обзор актуальной зарубежной неанглоязычной фантастической прозы).
С 2006 года издает интернет-журнал ортодоксально-маргинального искусства «Barkov’s Magazin» (Словесность и искусство радикальных форм);
С 2007 года — ежеквартальный журнал литературного и художественного авангарда «Другое Полушарие»
В 2008 году так же организовал «arTronic» — первый в России Международный CD-R альманах, полностью посвященный аудиальным и визуальным формам бытования поэзии, как то: sound poetry, video art, visual poetry. В числе авторов — ключевые фигуры мировой саунд-поэтической сцены — Henri Chopin, Сергей Бирюков, Valeri Scherstjanoi, Amanda Stewart, Jaap Blonk, David Moss, Hartmut Geerken, Jelle Meander, Michael Lentzи др. По финансовым причинам вышел только один выпуск. В 2009 году альманах был трансформирован в сетевой журнал.
2008: net-label Microbit Records, ориентированный на издание lowbit-sound экспериментов; label Another Hemisphere Records (продюсcирование и издание саунд-поэзии).
2009: Netlabel 45RPM-Records (издание музыкальных произведений в форматах Single и EP), Sub-label ChillMix Zone (Совместно со Снежаной Ра).
С 2009: Аудиожурнал звуковой поэзии (sound poetry) и аудиоарта «ARTronic Poetry»
Составитель многих библиографических пособий по истории фантастической словесности и кино. Автор-составитель библиографического проекта «СТИХИ МИЛЛЕНИУМА: Русская поэзия в новом тысячелетии» (2006).
2001—2002: Составитель и комментатор (совм. с Виталием Пищенко двухтомной антологии «Фантастика и приключения» (М.: Дрофа — Вече, 2002), вышедшей тиражом 10 млн экз.
2008/2009: Редактор-составитель международной CD-антологии (+ inet-релиз) современной мировой Sound Poetry, Video Art и Визуальной поэзии “arTronic” (М.: Another Hemisphere Rec.; Зверевский центр современного искусства, 2009).
В 2008—2009 году 6 аудиоантологий экспериментальной музыки Microbit Split и два диска русской саунд-поэзии «Лапа Азора» — по итогам одноименного фестиваля.
2010: Составитель международной Chillout Music антологии 45RPM Café для лэйбла 45RPM-Records.
2009—2010: Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева для издательства ЭКСМО.
Харитонов е в девятое искусство, харитонов евгений викторович тула, харитонов е в девятое искусство читать.
Категория:Поэмы 1923 года, Эльбор, Файл:Houphouet-Boigny.jpg, Irish Open.