Кен Хенсли | |
Страна | |
---|---|
Коллективы |
The Jimmy Brown Sound |
ken-hensley.com |
Кеннет Вильям Дэвид Хенсли (англ. Kenneth William David Hensley; 24 августа 1945, Лондон, Англия) — британский рок-музыкант; клавишник, гитарист, певец, автор песен и продюсер, наибольшую известность получивший как участник Uriah Heep (1969—1980 годы)[1].
Содержание |
Кен Хенсли родился 24 августа 1945 года в Пламстеде на юго-востоке Лондона в семье офицера военно-морского флота, давшего своим детям строгое религиозное воспитание в викторианском духе[2]. В десятилетнем возрасте со всей семьёй (родителями, тремя братьями и сестрой) он переехал в Стивенэйдж. Здесь, в возрасте двенадцати лет он начал осваивать гитару, пользуясь самоучителем Берта Уидона.
Свой самый первый концерт Кен Хенсли дал в зале завода Ментмор (англ. The Mentmore Pen Factory) в сентябре 1960 года. Затем — был участником местных групп The Blue Notes, Ken And The Cousins, а также Kit And The Saracens, из участников которой в 1963 году образовалась The Jimmy Brown Sound. Последняя группа сделала записи, но до нашего времени они не сохранились[3].
В 1965 году утратив интерес к музыке соул, на которой специализировались The Jimmy Brown Sound, Кен Хенсли обратился к более тяжёлому звучанию. Вместе с Миком Тэйлором он вошёл в состав The Gods; здесь он написал большую часть композиций, пел и играл на органе Hammond B3[3]. После распада группы несколько её участников (включая Хенсли) перешла к Клиффу Беннетту в Toe Fat[1]. Параллельно музыкант играл в проекте Head Machine (альбом Orgasm)[4], причём, в тот период — в основном играл на гитаре[5].
В конце 1969 года Кен Хенсли принял предложение Пола Ньютона присоединиться к Spice, - группе, искавшей клавишника. Вскоре состав сменил название на Uriah Heep. Хенсли стал основным автором группы. Он приносил в студию базовые идеи, песенные структуры; затем композиции аранжировывались всеми участниками группы: на выходе получалась коллективная работа Uriah Heep[6]. «В основном я сочинял на гитаре, потому что мы много гастролировали и в те дни не существовало портативных клавишных, которые можно было бы для этой цели использовать», — говорил клавишник. Каждый раз сначала появлялись слова; позже, нередко в отеле, Хенсли набрасывал мелодию[6].
Музыкант выработал своеобразный, чисто индивидуальный стиль игры:
Я только потому и начал играть на инструменте, что захотел превратить свои стихотворения в песни; только ради этого я научился игре на гитаре и фортепиано - именно поэтому я играю совсем не так, как настоящие музыканты... Я никогда не брал настоящих уроков игры на фортепиано и не смог бы сыграть как Кейт Эмерсон или Рик Уэйкман, но зато никто не играет как я.
Кен Хенсли[6]
|
Так же и на слайд-гитаре Хенсли научился играть по-своему (используя так называемый «нормальный» настрой), а когда Мик Тейлор показал ему, как правильно играть на «открытом» аккорде, переучиться уже не смог.
Участие в Uriah Heep принесло мультиинструменталисту и автору Кену Хенсли мировую славу, несмотря на неприятие критики, которое в первые годы было почти единодушным. Лишь много лет спустя специалисты признали выдающееся авторское и исполнительское мастерство музыканта. Своим любимым периодом в истории группы Хенсли называл время работы над альбомом Demons and Wizards, когда все музыканты были очень сплочены[7].
Распад Uriah Heep, по мнению Хенсли, был предрешён смертью Гэри Тэйна. «Гэри был лучшим музыкантом в группе, и когда его не стало, мне стало ясно: это начало конца. И хотя заменивший его Джон Уэттон — великолепный бас-гитарист, певец и аранжировщик, все же это было другое… химическая реакция стала совсем иной», — говорил он. Несмотря на то, что с Тэйном они не были близкими друзьями, смерть его явилась для Хенсли потрясением: «…Просто потому, что, когда ты молод, ты кажешься себе неуязвимым и смерть выглядит очень далекой… Я знал, что у Гэри есть проблемы, особенно с героином, но никак не мог ожидать его смерти»[6]. Впрочем, по словам Хенсли, это не изменило его собственных вредных привычек.
В 1980 году Кен Хенсли покинул группу. Этому предшествовал продолжительный конфликт, начало которому ещё в середине 70-х положил алкоголизм Дэвида Байрона.
Одно дело, когда слегка пьян басист или слегка под кайфом гитарист, но когда вокалист пьян вдрызг и не может говорить, падает и не видит ни группы, ни зала, это уже серьезная проблема... Он пил слишком много, мы много говорили об этом, но ровно ничего не менялось. В конечном итоге я пришёл к менеджеру с ультиматумом: или уходит он, или ухожу я.
Кен Хенсли[6]
|
Байрону дали испытательный срок в два месяца, но за это время положение дел лишь ухудшилось. В конечном итоге вокалист бы заменен, но «оказалось, что это — конец группы»: после записи трех альбомов с обновлённым составом Кен Хенсли в 1980 году покинул коллектив. К этому моменту он был, по собственному признанию, законченным наркоманом. «Нет ничего плохого в деньгах, успехе и женщинах… Но я увлекающаяся натура, для которой незначительные увлечения могут перерастать в серьёзную зависимость»[7], — замечал он по этому поводу. Одной из причин переезда в США было желание собраться с силами и избавиться от наркотической (прежде всего, кокаиновой) зависимости. «Жизнь молодого музыканта в серьёзной рок-группе такова, что трудно ее даже трудно описать; моя же личность в Uriah Heep растворилась полностью… Я бы совершенно потерян, не имел ни малейшего представления, кто я такой»[6], — признавался музыкант в интервью 2007 года.
Хенсли говорил, что ощутил величие группы лишь спустя пять лет после ухода из неё. В ещё большей степени это осознание проявилось, когда он начал прочитывать письма, приходившие на веб-сайт. «Будучи участником группы в ту доисторическую эпоху, когда не было интернета… я и не задумывался о том, что отдельные песни могут оказывать огромное влияние на отдельных людей», — признавался он позже[6]. Музыкант утверждал, что его никогда не приглашали вернуться в Uriah Heep и полагал, что «на то были веские причины: личные или философские, а возможно всего лишь связанные с предубеждениями». Он допускал, что «будь Дэвид и Гэри живы, реюнион бы произошёл давно», а возможно «<для группы> и не было бы причин распадаться». Но по поводу перспективы воссоединяния в нынешней ситуации отвечал: «Определенно могу сказать только одно: если предложат, я скажу решительное „нет“, потому что я не хочу возвращаться назад…»[6]
Ещё будучи участником Uriah Heep Хенсли начал сольную карьеру, выпустив в 1973 году при участии колег Гэри Тэйна и Ли Керслейка альбом Proud Words On A Dusty Shelf (# 173, US)[8]. В аннотации, написанной Хенсли и размещённой на обложке пластинки, говорится о том, что этот диск представляет собой сборник материала, который не вошёл в Demons and Wizards и The Magician’s Birthday. Но кроме этого материала, на альбоме присутствует также ранее опубликованная песня «Rain» в своей оригинальной аранжировке — той, которая была забракована остальными участниками Uriah Heep: музыканты потребовали сделать концовку песни мягкой и спокойной, изменив тем самым общий настрой произведения. Включив «Rain» в сольный альбом, Хенсли таким образом спас свою идею песни. Выход в свет Proud Words… не вызвал горячего одобрения у коллег и соратников Кена по Uriah Heep. Так, например, гитарист Мик Бокс отзывался об альбоме в весьма пренебрежительном тоне, называя его не иначе как «Brown Turds On A Rusty Elf». В 1975 году музыкант выпустил свой вторую сольную работу Eager To Please[1], в записи которой приняли участие бас-гитарист Марк Кларк (Mark Clarke) и барабанщик Багс Пембертон (Bugs Pemberton).
Оставив Uriah Heep, Кен Хенсли пытался продолжить свою музыкальную карьеру в Великобритании. Но после неудачной попытки собрать собственную группу Shotgun, переехал в США, где дал несколько концертов в составе Ken Hensley Band и выпустил в 1980 году третий сольный альбом Free Spirit[3].
Сначала Хенсли поселился в Денвере, затем отправился в Сент-Луис. Он предполагал, что для выздоровления достаточно будет двух-трех лет, но потребовалось двенадцать. В Сент-Луисе он поступил на работу в компанию St Louis Music, производящей музыкальные инструменты и аппаратуру. «Это было здорово: впервые в моей жизни наметилась стабильность, постоянная работа, чего у меня не было до этого в жизни», — говорил музыкант. Важно было для него и сохранить связь с музыкальной индустрией. Хенсли проработал в фирме около 15 лет, разъезжая в командировках по миру. Последние три года он занимался работой всего экспортного отдела, поскольку владеет тремя языками: кроме английского — испанским и немецким[6].
В 1982 году Хенсли присоединился к Blackfoot и выпустил с ними два студийных альбома. Первоначально группа, как вспоминал он сам, пригласила его лишь, чтобы добавить «Хаммонд» в микс; в тот момент музыканты хотели освободиться от репутации «группы Южного рока». Хенсли признавал, что стилистически не вписывался в ансамбль, но когда группа пригласила его в турне, «согласился просто потому, что в тот момент ничем больше не был занят… Не самое удовлетворительное время в моей жизни, но винить в этом приходится меня, а не их»[7], — замечал он.
Известие о смерти бывшего вокалиста Uriah Heep Дэвида Байрона в 1985 году потрясло Кена Хенсли. Он тут же покинул коллектив и лишь некоторое время спустя возобновил музыкальную деятельность как сессионный музыкант, сотрудничая, в частности, с такими группами, как Cinderella и W.A.S.P..
Лишь в 1987—1988 годах Хенсли полностью избавился от пристрастия к кокаину. «Вера <в Бога> помогла мне перевести жизнь в новое русло и дала мне силы для нового старта. Она до сих пор ежедневно питает меня силой»[6], — говорил он. Официально членом пресвитерианской церкви музыкант стал в 1993 году в Сент-Луисе. Здесь же он приобрёл студию и стал активно участвовать в церковной музыкальной программе[9].
Следующий сольный альбом Кена Хенсли From Time To Time вышел в 1994 году; в него вошли произведения, написанные музыкантом в 1971—1982 годы, и теперь заново обработанные, а также ранние версии «классических» песен Uriah Heep, записанные им с участниками Free Полом Коссоффом и Саймоном Кёрком, с которыми он некогда снимал на троих квартиру. В числе музыкантов, чьи партии звучали на пластинке, были также Боз Бюррелл (King Crimson, Bad Company), Мик Ральфс (Bad Company), Иэн Пэйс (Deep Purple, Whitesnake) и Кенни Джонс (The Who)[3].
В 1999 году вышел A Glimpse Of Glory — альбом, практически полностью составленный из новых песен. В 2000 году Кен Хенсли дал совместный концерт с Джоном Лоутоном и Полом Ньютоном в проекте, получившем название Hensley/Lawton Band. В 2002 году он выступил с бас-гитаристом и певцом Джоном Уэттоном, участником Uriah Heep в 1974—1975 годах.
В 2002 году Uriah Heep дали несколько концертов, приуроченных к 30-летию выхода альбома The Magician's Birthday. Хенсли принял в них участие в качестве приглашённого музыканта, исполнив с группой несколько своих классических песен. Вместе с ним также принимал участие и Джон Лоутон. По материалам этого выступления был выпущен DVD под названием «The Magician's Birthday Party»
2003 год ознаменовался выходом The Last Dance - нового альбома Кена Хенсли, к этому времени переехавшего в Испанию. В работе над которым приняли участие испанские коллеги-музыканты Анхел Диас, Томми и Овидио Лопез, который (согласно Хенсли) входит «в пятерку лучших гитаристов Европы»[6], Джавер Де Марко и другие. Выходу альбома предшествовало масштабное гастрольное турне Хенсли по России[~ 1]
В 2004 году Кен Хенсли приехал в Москву для записи альбома, получившего название The Wizard's Diary, где выступил как обычно в качестве гитариста, певца, сыграв также на привычном Hammond B3, Moog-синтезаторе и других клавишных инструментах. Хенсли исполнил здесь классические песни эпохи Uriah Heep, заново аранжированные: «The Wizard», «Illusion», «Rain», «Sweet Freedom», «Lady In Black», «Free Me», «July Morning» и другие. В записи принимали участие исключительно российские музыканты (которым сам Кен дал очень высокую оценку) — барабанщик Андрей Шатуновский, бас гитарист Алексей Осташев, пианист Вадим Назаров, гитарист Игорь Кожин. Для участии в создании альбома приглашение Кена Хенсли принял коллектив Российского Президентского симфонического оркестра, силами музыкантов которого были сделаны и исполнены оркестровые аранжировки его произведений, которые маэстро также очень высоко оценил.[10].
В 2006 году увидела свет автобиографическая книга Кена Хенсли «When Too Many Dreams Come True — The Ken Hensley Story». В этой книге Кен, по его собственной аннотации, рассказывает о разных личностях, которые на самом деле представляют одного человека — самого себя. В настоящее время книга выдержала несколько переизданий и переведена на болгарский и русский языки.
В 2007 году вышел с сольный альбом Хенсли Blood On The Highway, вокальные партии в котором, помимо автора, исполнили Йорн Ланде, Джон Лоутон, Ив Галахер, Глен Хьюз, а в записи принимал участие Alicante Symphony Orchestra, непрофессиональный оркестр молодых музыкантов[11].
«Кровь на автостраде» представляет собой рок-оперу, в которой рассказывается про музыканта, который становится рок-звездой, о том, что он приобрёл, а главное — потерял. Кен Хенсли говорил, что сюжет пластинки во многом автобиографичен[12], а идея её принадлежала руководителю лейбла, который предложил положить на музыку литературную автобиографию музыканта[11]. Процесс создания песен он сравнивал с написанием киносценария: «Есть сюжет, и в каждой конкретной песне я словно бы выхватываю частицу этого сюжета, это тема внутри общей темы»[6]. С материалом альбома Кен Хенсли вышел на гастроли во главе группы The Viking All Stars, все участники которого — норвежцы (за исключением вокалиста-исландца)[6]. Свой коллектив он назвал Live Fire.
В 2009 году Кен Хенсли посетил Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер-2009»[13], а в апреле 2010 года совершил тур по городам России с серией сольных концертов, в ходе которых он, аккомпанируя себе на гитаре и клавишных, исполнил как старые песни, так и новые, включённые в альбом Love… And Other Mysteries, релиз которого был запланирован на 2010 год, но из-за кризиса был отложен до 2012 года. 9 ноября 2010 года состоялся очередной концерт музыканта в Москве.
В сентябре/октябре 2010 года Кен со своим коллективом Live Fire провели в Риге (Латвия) студийную сессию записи нового альбома, выпущенный в мае 2011 года на лейбле Edel. Они работали (как написал Хенсли в дневнике) «…с огромным вдохновением, энергией и удовольствием»[14]
Я понял основную причину, почему я люблю этих ребят. Кажется, что они способны читать мои мысли, когда дело доходит до <инструментальных> партий и интерпретации, и они играют всё то, что я, в силу своих ограниченных музыкальных способностей, лишь желал бы сыграть, если б мог. Может это только для меня кажется немного магическим, но это сильно напоминает мне о другом особенном времени в моей музыкальной жизни.
Кен Хенсли[15]
|
Музыкант оценил 2010 год как очень плодотворный и заметил, что у него сейчас — «великий менеджер», «фантастическая группа», новый записанный CD-альбом и много великолепных проектов в планах на 2011 год[16]. В настоящее время с Кеном Хенсли работает новый менеджер Стив Велтман.
Кен Хенсли живёт в Испании, в местечке Алгост, вблизи города Аликанте со своей женой Моникой. Они встретились в США, некоторое время пытались жить в Англии («потому что я хотел быть поближе к семье»), но «возненавидели погоду и выяснили, что жизнь в Британии дороговата». Решено было переехать в Испанию, где, по словам Хенсли, «хорошая погода, хорошие вина — идеальное место! — и стоимость жизни невысока, потому что мы живем посреди пустыни со всеми своими животными»[6]. В доме у супругов, по словам музыканта, — 8 собак, «от 7 до 9 кошек, в зависимости от того, какой сегодня день», а также куры, кролики, коровы и лошади[6]. Хенсли работает здесь же, в собственной студии; обычно — с 11 утра до 16 часов.
В 2007 году Кен и Моника стали приемными родителями, усыновив 12-летнего мальчика по имени Хуанито, брошенного цыганами в трехлетнем возрасте[6].
Творчество Кена Хенсли оказало огромное влияние на рок-музыку. Визитной карточкой композитора и музыканта стали такие песни, как «Free Me», «Sympathy», «Easy Livin'», «Stealin'», «The Spell», «Lady In Black», «Look At Yourself» (на двух последних он исполнил ведущую вокальную партию) и «July Morning», песню ставшую неофициальным гимном Болгарии.
Специалисты и коллеги отмечали его мастерство инструменталиста и аранжировщика. «Насколько я могу судить, Кен Хенсли собственноручно написал учебник клавишных для хэви метал»[3], — заявил Блэки Лоулесс, W.A.S.P..
Ken Hensley & Live Fire
Cольные работы
|
|
Другие коллективы:
The Gods
Head Machine
Cliff Bennett & Toe Fat
Weed
|
Blackfoot
Hensley Lawton Band
Ken Hensley & John Wetton
|
Хенсли, Кен.