Ходить со звездой (сев.-рус. христославить, со звездой ходить, Рождество петь, юж.-рус. ходить рождествовать, польск. chodzenia z gwiazdą, kolęda kościelna, полес. хадзіць са зьвяздой, русин. церковна коляда, словацк. duchovna koleda, англ. Star boys' singing procession) — святочный обходной обряд, приуроченный к Рождеству или к Крещению с исполнением колядок на христианские темы. Исполнителями обряда могли быть дети, парни и девушки, иногда взрослые мужчины, а также церковный причт.
На Русском Севере колядование «со звездой » называлось христославитъ, со звездой ходить, Рождество петь. Участники обряда (мальчики-подростки или певчие церковного хора в сопровождении дьячка, иногда священника) носили макет «звезды», которая могла именоваться колядой. Перед входом в дом они спрашивали: «Нельзя ли, любезные хозяин с хозяюшкой, у вас со звездой Христа прославить?»; получив разрешение, входили в дом, вставали перед образами и пели тропарь «Рождетво твое, Христе, Боже наш» и другие церковные песнопения. В южнорусских областях о мальчиках-колядниках, носивших «звезду», говорили, что они ходят славить Христа или ходят рождествовать. Наряду с обычной, сделанной из сита пяти- шестиконечной «звездой», христославщики носили надетую на палку выдолбленную тыкву, в которой делали вырезы и вставляли горящую свечу; эту тыкву называли звезда (Краснодар.)[1].
в Сибири популярно было изображение в центре звезды корабля, на котором стоял Илья Муромец. В этом случае пели песню о том, как Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле побеждают турецкую силу-противника.
Близкое по форме посеванию и колядованию, славление Христа в некоторых местных традициях включало элементы этих обрядов: разбрасывание зёрен, исполнение песен колядного типа.
У белорусов было принято «ходить со звездой» в течение первых трех дней от Рождества; мальчики и подростки исполняли под окнами домов сначала тропарь, а затем благопожелательные куплеты: «Просим тебе, царю, прими от нас хвалу, пошли лета счастливые сему господарю!».
Особой популярностью пользовались обходы «эвездарей» в Польше. Обычно в ритуале chodzenia z gwiazdą принимали участие 3—5 мальчиков, которые заранее готовили макет «звезды», используя обод старого сита: они обклеивали его цветной бумагой, приделывали вокруг «лучи» (от 5 до 16 и даже до 24 остроконечных «рожков», иногда размещенных в два яруса), надевали на длинную палку, укрепляли основу в неподвижной части оси, а рукой вращали шест со «звездом» так, что она поворачивалась в разные стороны. В Польском Поморье ношение «звезды» было настолько типичным обрядом, что вообще всех ряженых и участников святочных обходов (даже если они ходили колядовать без «звезды») называли gwiazdri, gwiazdory, gwiazdkarzy. Там это были довольно многочисленные группы (от 6 до 16 человек) молодых людей, как правило, ряженых.
О самом обычае колядовать говорили: chodzić ро gwiazdówce. Те, что носили «звезду», рядились обычно «дедами»: надевали вывороченный кожух, остроконечный колпак, лицо закрывали маской или мазали сажей, приделывали длинную бороду изо льна, ноги обкручивали соломенными жгутами. Их сопровождали другие ряженые — «аист», «коза», «медведь », «трубочист» и т. п. В редких случаях «звездами» рядились женщины, их называли gwiazdkami (т. е. «звёздочками») или «piękne złociste panie» [прекрасные золотистые панны]. Кашубы ожидали посещения «звездарей» сразу после рождественского ужина. Когда предводитель gwiazdki входил в дом, хозяева спрашивали его: «А откуда же прибыла эта звезда, издалека ли?», на что вошедший отвечал: «с неба» или «с луны»[2].
Звездарь и коледники в Польше. 1930-е гг.
Калядовщики Могилёвской губернии. Рождество 1903 г.
Звезда с иконой, Бухарест, 1842 г.
Звездари в Вене. Богоявление, Австрия, 2008 г.
Немецкие «Три короля». Богоявление, XVII век
«Три волхва». Богоявление, Дания, 1862
Отношение к традиционным и церковным обходам порой было различным. Иногда встречаются поверья, что приход в дом «церковной коляды» не обеспечивает прибытка в хозяйстве и даже может навредить. В Словакии сразу после посещения ксендза, который чертит мелом знак креста на дверях, хозяйки спешно вытирали эти знаки, чтобы куры начинали нестись весной как можно раньше. В Полесье некоторые хозяева не пускали к себе колядников-христославов (ходящих с рождественской звездой), считая, что там, куда они пришли, не уродится просо. Напротив, отношение колядованию, организованным «по стародавнему обычаю», было самым положительным[3].
Приуроченность колядования ко времени зимнего солнцеворота, совпавшего с важнейшей датой христианского календаря Рождества Христова, определила особую значимость обряда в народном календаре. По западно-славянским историческим данным, уже с XV века церковь предпринимала усилия не только запретить бесовские колядные обходы, но и взять их под свой контроль, т. е. придать колядованию новое идеологическое содержание. В чешских и польских церковных поучениях XV—XVI вв. осуждается языческий обычай колядовать в Рождественский сочельник, когда простые люди толпами ходят всю ночь и, подражая голосам животных, громко кричат, себя и других вводя во грех, и одобряется новый церковный обычай: накануне Рождества и за неделю до него в Чехии и Моравии ходят по домам колядовать ксендзы и церковные служки с пением латинских церковных песен; часто встречаются также призывы к верующим различать греховное и непристойное колядование (надевание масок, шумное поведение) и благочестивый обход по домам священнослужителей, которых тоже надлежало одаривать, а не захлопывать перед ними дверей. В польской литературе XVI века с осуждением описывается народный обычай волочиться всю ночь по улицам накануне Рождества с громкими криками, водить с собой тура, носить волчью шкуру, забрасывать камнями двери тех домов, где хозяева плохо одаривали колядников. Преследование народных обычаев святочного колядования, называемых в церковных источниках дьявольской, сатанинской игрой, продолжалось вплоть до XIX века[4].
Ходить со звездой.