Иван Николаевич Шульга | |
укр. Шульга Ιван Миколайович | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
село Михайловка, |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Киев, Украинская ССР, СССР (похоронен в Харькове, |
Подданство: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
|
Стиль: |
|
Известные работы: |
|
Влияние: |
К. К. Костанди, Г. А. Ладыженский, Д. К. Крайнев, И. И. Творожников, Я. Ф. Ционглинский, В. Е. Савинский[2] |
Награды: |
|
Иван Николаевич Шульга (укр. Ιван Миколайович Шульга; 19 (31) октября 1889, с. Михайловка, Таврическая губерния — 23 апреля 1956, Киев) — российский и советский живописец (украинского происхождения), график, педагог, мастер тематической картины, портрета, пейзажей и натюрмортов. Работал также в газетно-журнальной графике, создавал почтовые открытки, стенки для календарей, политические плакаты, иллюстрировал книги[2]. Внёс большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства[4]. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (с 1946 г.). Почётный гражданин города Скадовска (посмертно)[3]. Член КП(б)У с 1948 года[1].
Иван Николаевич Шульга родился 19 (31) октября 1889, в селе Михайловка (основано в 1833 г., помещиком — генерал-лейтенантом Потье Карлом Ивановичем)[5] в 30 км от Скадовска (в то время — Краснянская волость, Днепровский уезд [в 50-ти км от уездного города Алешки], Таврическая губерния Российской империи, ныне — Скадовский район, Херсонская область Украины), в крестьянской семье. Вскоре вместе с родителями переехал в морскую пристань-Скадовск (основана в 1894 году)[5] на берегу Джарылгачского залива Чёрного моря. Из глухого посёлка к 1899 г. Скадовск быстро превратился в небольшой портовый город и морской курорт. В Скадовске учился в народной школе. Уже в детские годы проявил способности к рисованию. Любил копировать иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя. А в юношеском возрасте, ещё учась в школе, во время летних каникул, расписал цветами металлические подносы в местном трактире. Получилось красиво и необычно[2][6].
В 1905 г. художник Н. Б. Скадовский (брат основателя Скадовска, дворянина, помещика-землевладельца Сергея Балтазаровича Скадовского) обратил внимание на талантливого юношу и организовал сбор средств среди представителей местной интеллигенции для обеспечения финансирования его учёбы в Одессе[6]. Для этого был устроен благотворительный концерт в его пользу. И на собранные деньги в 1905 г. шестнадцатилетний Иван Шульга уехал в Одессу, где после подготовки в феврале 1906 г. поступил в Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (ныне Одесское театрально-художественное училище) на художественно-живописное отделение. В Художественном училище его учителями были известные художники реалисты. К. К. Костанди — российский художник-передвижник, живописец и академик, греческого происхождения (реалист, но отдельные его работы причисляют к импрессионизму). Г. А. Ладыженский — русский художник, живописец-пейзажист и академик. Д. К. Крайнев — художник, живописец, профессор. Страстное желание учиться живописи, настойчивый характер помогли проявить себя. Художественно-педагогический совет училища неоднократно отмечал конкурсные эскизы Ивана Шульги наградами и денежными премиями[2]. В 1911 г. отлично окончив училище, И. Шульга был рекомендован для поступления в Императорскую Академию художеств на живописное отделение без сдачи вступительных экзаменов.
С 1911 г. учился, и в 1917 г. окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне — Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). Академическими учителями его вначале были И. И. Творожников — известный русский живописец-жанрист и в натурном классе Высшего художественного училища польский художник, академик, живший в России (один из убеждённых последователей идей импрессионизма) — Я. Ф. Ционглинский, а завершил образование в мастерской исторической живописи у известного исторического живописца и портретиста, академика — В. Е. Савинского. Во время учёбы в Академии Иван Шульга не только обогатился знаниями професcиональных основ живописи и рисунка, но и работал над сложными многофигурными композициями, среди которых — «Проводы рекрутов» (1911 г.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.), «Поход запорожцев» (1915—17 гг.), «Тревожная ночь беженцев» (1915 г.). Уже эти академические работы выявляют интерес художника к героико-драматическим темам. Они отличались серьёзностью замыслов и жизненной важностью. Не случайно художник получал от Совета Академии благодарности и награды, а последние три года — стипендию[2]. Наряду с этим он много пишет с натуры, особенно во время летних каникул, стремясь отразить наиболее характерное и неповторимое. В своих академических работах он проявил себя как наблюдательный, пытливый художник, тонкий колорист[7]. В стенах Академии Шульга продолжил дружбу со своим земляком А. А. Шовкуненко, первое знакомство с которым произошло ещё в Одесском училище. Оба они завершали образование в Академии художеств по мастерской В. Е. Савинского. Эта дружба и творческое соперничество сохранились и в последующие годы.
В бурные годы социальных потрясений, Иван Шульга оказался в вихре революционных событий. В дни Февральской революции, художник в стенах Академии расписал революционное знамя для рабочих Трубного завода («Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц»). С оркестром несли его из Академии на завод и установили возле него почётный караул[2]. В 1917 г. получив диплом об окончании Императорской Академии художеств, и звание художника по живописи исторической и портретной с правом преподавания в учебных заведениях, Иван Шульга возвращается из Петрограда на родину в Скадовск. В сложное для страны время молодой художник ищет свой путь в искусстве. Полученное прекрасное академическое образование и собственные творческие устремления определяют тематику его работ и форму живописного воплощения. Он тяготеет к портрету и бытовому жанру. С первых же шагов своей творческой деятельности Шульга заявил о себе как о талантливом мастере портрета и пейзажа[4]. Впитав за время учёбы лучшее из реалистического наследия передвижников, он остаётся верен этим традициям[7]. Отсюда повествовательность большинства его произведений, верность натуре, стремление во всех деталях раскрыть как можно полнее характер персонажей и сюжет. Из работ, созданных Шульгой в эти годы наиболее значительными являются портреты, в которых он был выдающимся мастером[2], такие как «Цыганка» (1916 г.), «Портрет отца» (1916 г.). Особенного внимания заслуживает «Портрет девушки» (1917 г.) — это одухотворённый, проникнутый ощущением всепобеждающей юности образ. Нежные блики пробегают по лицу модели, угасая в складках платья. Зелёное пятно головной косынки создаёт настроение праздничности и утренней свежести. (В 1986 году издательством «Мистецтво» издана почтовая открытка по этой работе.) Очень интересны этюды этих лет. Поражает умение художника в небольших по размерам работах в достаточно лаконичной форме и свободной живописной манере дать ощущение времени, раскрыть сюжет («Нежинские торговки» 1917 г. — завьюжило, запуржило, замело снегом, подхватило подолы тёплых салопов, но не страшен мороз и ветер торговкам из Нежина, только уселись покрепче, да запахнулись плотнее — любая непогода им не страшна; «Пастушки» 1917 г.; «Подворье родителей художника в Скадовске» 1918 г.; портретный этюд «Девушка в белом» 1918 г.). Художник проявил себя в них как подлинный мастер этюда.[7] В 1918 перебирается в Херсон. Здесь, в январе 1919 г. он оказался свидетелем жестокой греко-французской оккупации города и своё впечатление от увиденного гневно отобразил на полотне «Сожжение заложников» (1919 г.). В марте 1919 г., столкнувшись с 6-й украинской советской дивизией Григорьева греко-французские войска (Антанта) оставили Херсон. В это время художник расписывает боевые знамёна для частей Красной Армии, которые дислоцировались тогда в Херсоне, пишет портрет В. И. Ленина. И. Н. Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления в советском искусстве (не имевшем ещё традиций) — в праздничном оформлении городов. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая и др. советские праздники. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 г. художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката[6][2]. В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина. В апреле 1920 г. под ударами Красной Армии Уборевича деникинцы окончательно покинули город. С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии (ныне Херсонский государственный университет). Херсонский художник Г. В. Курнаков (ему И. Шульга в 1922 году передал свою должность в учительской семинарии) в своих воспоминаниях отмечал[6], что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики, и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. В разные годы художник посвятил Херсонщине много талантливых произведений: «В Аскании-Нова.1917», «Жертвы интервентов в Херсоне», «В селе Збурьевка на Херсонщине», «В порту Скадовск», «Херсонщина», «Плоты на Днепре», «Херсонский элеватор» (в 1932 году он отобразил только что построенный Херсонский элеватор — первенец первой пятилетки в Херсонщине) и др[6]. Не забывал мастер и родные места, память о Джарылгачском заливе запечетлена им в картинах «Отдых рыбаков. Скадовск» 1915 г.; «Рыбаки» 1926 г.;, «На побережье моря», «Яхты на причале. Скадовск», «Возле пирса. Скадовск.» — конец 1920-ых гг.; «Рыбаки на берегу моря» 1932 г.
С 1922 года жил и работал в Харькове (в 1919—1934 — столица Украинской ССР), преподавал в Харьковском государственном художественном институте, а так же работал в редакциях харьковских газет и журналов. У него получили первые уроки художественной грамоты многие ученики, впоследствии ставшие известными художниками[2]. С 1926 г. член Ассоциации художников Красной Украины[4]. (Основана в 1925—1926 гг.). С 1938 г. в Харьковском отделении Союзa художников Украины. (Основано 25 октября 1938).
Одним из первых украинских живописцев И. Шульга начал разрабатывать тему индустриализации и коллективизации страны.[2] 1920—30-е годы отмечены частыми поездками по стране в поисках сюжетов. Он создаёт цикл индустриальных пейзажей. На долгое время основной темой его произведений становятся индустриальные и городские пейзажи — будни великих строек, жизнь Красной Армии, быт советских людей[7]. Этой теме он посвятил кроме ряда картин («В сельстрое» 1929 г., «На колхозном поле» 1930 г., «На строительстве Днепрогэса» 1930 г., «Бетонный завод на Днепрогэсе» 1931 г., «На сооружении Дома Красной Армии. Харьков.» 1932 г. — разрушен в 1943 г. во время войны, «Азовсталь» 1936 г., «Мариупольский порт», «Рыболовецкий колхоз» 1938 г., «Деревня. Гуси» 1920—24 гг.) много рисунков, которые печатались в газетах, журналах и издавались отдельно. Популярность Красной Армии, достигшая своего пика в 1930-ые годы, нашла отражение в таких оптимистических произведениях, как «Дай, дивчина, воды напиться» 1932 г., «Сигнальщик» 1933 г., «Танкист. Этюд» 1939 г. В творчестве Ивана Шульги видное место занимают работы для печати — газетно-журнальная графика и специальные рисунки для открыток и календарных стенок. Из 15[2][6] почтовых открыток изданных по рисункам художника в 1930-ые годы в Харькове издательствами «Мистецтво» и «Союздрук» (Харьков), целая серия была посвящена архитектурным ансамблям Харькова ["Площадь Тевелева" 1930 г.; «Гостиница Красная» 1932 г. (разрушена во время войны); «Историко-краеведческий музей им. Г. С. Сковороды» 1932 г. (разрушен во время войны); «Почтамт» 1933 г.; «Вокзал Южной железной дороги» 1933 г. (разрушен во время войны в 1943 г.); «Госпром» 1933 г.]. В этих городских пейзажах узнаются приметы жизни Харькова времён 30-х годов. Точно и тонко отображая реальную действительность 30-х годов, они являются не только предметами искусства, но и художественными документами истории своего времени[2]. Благодаря им сегодня можно представить облик ещё столичного и не разрушенного войной города Харькова. Художник до конца своих дней писал виды Харькова и его городские пейзажи. Кроме того, в этот период были изданы почтовые открытки: «Работа ликбеза» (1930 г.), «На Днепрогэсе» (1930 г.), «Первая колхозная весна» (1930 г.), «Херсон. Элеватор» (1935 г.), «На Днепре под Киевом» и ещё 4 открытки по рисункам Шульги. А также календарные стенки: «Украинка. Стенка для календаря» (1928 г.), «С горки. Стенка для календаря» (1928 г.). На основе исторических фактов и собственных наблюдений художник создал такие картины, как «Ленский расстрел» (1926 г.), «Сорочинская трагедия» (1931 г.), «Трипольская трагедия» (1932 г.). В них мастером изображены мужественные простые люди в трагических обстоятельствах. Кроме этих работ художник создаёт в 1920—30-ых годах такие картины, как «На ярмарке», «На Днепрогэсе», «Плоты на Днепре», «Рыболовецкая артель», «Немецкие оккупанты на Украине в 1918 г.», «Завод им. Петровского» и др. Все они отличаются прежде всего тематической насущностью. Важно так же, что это не модные в те годы этюды впечатлений и не конструирование абстрактных композиций, а профессионально грамотные и вместе с тем всем понятные тематические картины. Лучшие из них привлекают своей без претенциозностью. Все они запечатлели время, которое автор очень хорошо ощущал. Перед войной И.Шульга написал многофигурную композицию «Братание (французских матросов с краснофлотцами в Севастополе в 1919 г.)» (1937—38 г.). Сюжетом для своего полотна художник выбрал исторический факт — восстание моряков оккупационного военно-морского флота Франции (Антанта) в Севастополе в апреле 1919 г. Подняв на кораблях красные флаги и сойдя на набережную Севастополя, французские матросы начали брататься с севастопольцами. Это событие вынудило организаторов интервенции немедленно вывести корабли из акватории Чёрного моря. Интервенты потерпели крах. Из произведений предвоенного периода следует также упомянуть несложные, проникнутые глубоко человечным чувством композиции «Встреча молодого Т.Шевченко и художника И. М. Сошенко» (1938 г.) и «Т. Г. Шевченко на пароходе возвращается из ссылки» (1939 г.). 28.09.1939 г. Западная Украина (Восточная Галиция и Западная Волынь), после проведения формального референдума была включена в состав Украинской ССР. В эти предвоенные для СССР годы (1939—1940 гг.) художник ездил по Западной Украине для сбора материалов для картин. В результате поездок были созданы картины о жизни, быте, этнографии, и природе во вновь воссоединёном регионе Украины: «Пацификация Западной Украины.» Эскиз. 1939 г.; «Встреча первого советского танка в Прикарпатье.» Этюд. 1939 г.; «В Карпатах» 1940 г.; «Гуцульские ворота.»; «Этюд гуцула и гуцулки» 1940 г.; «На Станиславщине.» 1940 г.; «Во Львове»; «Львовский Базар» 1940 г.; «Возле памятника Мицкевичу во Львове» 1940 г.
В годы войны Иван Николаевич вынужден покинуть Харьков, он эвакуируется в Уфу. В 1941—1943 гг. в Уфе (Башкирская АССР) в эвакуации находились Правительство, Академия наук, Союзы писателей, художников Украинской ССР. Как член Союза художников УССР, И. Н. Шульга эвакуируется в сентябре 1941 г. в Уфу. Находясь в эвакуации художник кистью и карандашом боролся с врагом:[6] «Рукопашный бой» (1942 г.), «Бой», «Разгром немцев. Эскиз», «Наши вернулись» (1942 г.). Глубоким страданием проникнуто произведение — «Дорогами войны» (1943 г.). В аквареле — «Бой красной конницы с немецкими фашистами» (1942 г.), художник описал подвиг конногвардейцев 1-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Совнаркома УССР (конница усиленная танками), заставивших повернуть вражеские танки вспять в самый напряжённый период обороны Москвы, где военным комиссаром корпуса был член Военного Совета 69-ой армии, 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант Щелаковский А. В. (работавший в послевоенное время военкомом Харьковской области), с которым художник был знаком с довоенных времён в Харькове. К этому времени также принадлежат очень интересные графические работы Шульги написанные с натуры: «О. В. Лепешинская. Балерина» 1941 г. (к 1941 году относится знакомство художника и Ольги Васильевны Лепешинской, переросшее затем в их многолетнюю дружбу); «Академик А. А. Богомолец» 1942; «Академик А. В. Палладин» 1943 г.; «Академик В. И. Заболотный» 1943 г. Наряду с портретами Шульга написал в это время ряд интересных пейзажей Уфы и реки Белой: «На околице. Уфа», «За Уфой», «В Уфе», «Вид на реку Белая. Уфа» 1942 г. Ещё в годы учёбы в Академии художеств художник обращается к славному историческому прошлому — «Поход запорожцев» (1915—1917 гг.). В самые трудные годы войны в Уфе он возвращается к этой теме. У него рождается замысел создания цикла больших исторических полотен. Историческая тема нашла своё воплощение в произведениях, посвящённых Национально-освободительной войне украинского народа — восстанию Хмельницкого и Переяславской Раде: «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов» (1943 г.); «Переяславская Рада» (1944 г.) — в картине показан старшинский совет запорожского казачества во главе с гетманом Войска Запорожского Б.Хмельницким, состоявшийся 6 января 1654 г. в Переяславе; «Казачья песня» (1945 г.). Эти живописные полотна побуждают размышлять о судьбах нации, о роли личности и народа в истории, о единении в годы страшных испытаний. В мае 1943 г. вместе с Харьковским отделением Союза художников, Шульга был переведен в Москву и летом 1944 г. вернулся в освобождённый 23 августа 1943 г. от немцев Харьков. Наряду с произведениями общественно-политическими и историческими, появились и работы лирического звучания. Небольшая пастель «Перед домом» (1945 г.) — тому подтверждение. В ней передано неторопливое течение провинциальной жизни. Скромный малороссийский дом и уютный дворик, окутанный летним зноем, будто тают в полуденном мареве. Художник намеренно не использует ярких тонов, он предельно точен в создании образа украинского местечка, словно сошедшего со страниц повести Н. В. Гоголя.
К числу значительных произведений послевоенного времени можно отнести полотна: «Портрет Народного артиста СССР И. А. Марьяненко» (1947 г.); «Портрет генерал-лейтенанта С. Р. Савченко» (1947 г.); «Победа! Парад на Красной площади» (1950 г.). В многофигурной композиции «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954 г.) — являющейся заключительной из цикла исторических полотен задуманных мастером ещё во время войны, изображены события в Переяславском Успенском соборе, где духовенство привело к присяге гетмана и старшину. После чего от лица царя Алексея Михайловича гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. В результате Переяславской Рады часть православного населения Украины (Левобережная Украина) входившая в Речь Посполитую избавилась от национального и религиозного угнетения со стороны шляхты и католического духовенства. В содержательных образах полотен «Вручение Б.Хмельницкому грамоты от московских послов», «Переяславская Рада», «Присяга Б.Хмельницкого на верность братству», «Казачья песня» — раскрыта ведущая, героико-патриотическая тема творчества художника 1940-1950-х годов[2]. Детство и юность проведенные в Скадовске и Одессе у Чёрного моря навсегда остались в памяти художника. И поэтому морские пейзажи, корабли и парусники на море и рыбачьи лодки на песке, — постоянная тема в творчестве художника[8]. Море в любую погоду, при луне («Луна над водой.», 1920-ые), море освещённое солнцем («На берегу Чёрного моря „Купальщицы“.», 1930), море вечером («На побережье вечером», начало 1920-х). И на склоне лет он снова пишет море, лодки, закаты («Море. Этюд», 1947 г.; «Море. Прибой», 1949; «Коктебель. Уголок дома творчества писателей», 1954 г.; «На рейде. Одесса»; «На рейде. Ялта», 1955 г.). В последние годы жизни И. Н. Шульга много и плодотворно работает, отдавая предпочтение камерным сюжетам. Пишет интерьерные композиции: «В прихожей (художника). Интерьер», 1949 г.; «Кабинет (художника). Интерьер»; «Интерьер»; «Этюд в интерьере» — 1950-ые гг. Вновь обращается к жанру натюрморта («Цветы у окна», 1950-ые.), («Натюрморт.», 1950-ые), («Цветы. Натюрморт», 1955 г.). На протяжении всей жизни он писал натюрморты, сирень, пионы, полевые цветы, розы — это были его любимые модели . Он создавал полную гармонию цветов на своих полотнах. В 1950-ые годы художник будто заново пересмотрел своё отношение к жизни, искусству. Его новые работы всё чаще приобретают камерный характер. Красота и радость бытия передаётся мастером через букет цветов в вазе («Розы», 1947 г.; «Сирень в кувшине»), уголок осеннего парка («В парке. Осень.») и зимний сад («В саду. Зимой» 1950 г.) или маленькую сельскую церквушку («Старинная церковь» 1950-ые). Пишет портреты: («Портрет девушки» 1951 г.), («Портрет жены», 1951 г.), («Автопортрет.», 1955 г.). Кроме непосредственной творческой деятельности Шульга много времени отдаёт педагогической работе. Он продолжает преподавать в Харьковском государственном художественном институте. У него учились сотни художников и среди них немало известных мастеров кисти[2][6]. Находит время для общественной деятельности. Его избирают депутатом Кагановичского (ныне Киевского) районного Совета города Харькова. К сожалению не все замыслы мастера воплотились в жизнь, и не все его живописные возможности осуществились, но вместе с тем без его произведений трудно представить украинское искусство 1920—1950-ых годов.
Жизнь и творчество его оборвались внезапно. Умер художник от воспаления лёгких 23 апреля 1956 г. в Киеве, где как делегат участвовал в работе 2-го съезда Союза художников Украины. Похоронен в Харькове на городском кладбище № 2 ул. Пушкинская (напротив Молодёжного парка).
Творческое наследие Ивана Николаевича Шульги — это продолжение лучших реалистических традиций художников-передвижников. С 1927 г. он был участником многочисленных региональных, всеукраинских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. С 1926 г. член Ассоциации художников Красной Украины. С 1938 г. член Союза художников Украины. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, морские пейзажи, в жанре ню, историческом жанре, натюрморты, панно, рисунки для почтовых открыток, политические плакаты, иллюстрировал журналы и книги. Работал в технике акварели, рисунка карандашом, гуашью, тушью и сангиной, пастели, масляной и темперной живописи. Лучшие его произведения кажутся художественными документами недавнего прошлого и первых десятилетий социалистических преобразований. Конечно значение творчества профессионального художника Ивана Шульги не только в документальной достоверности его композиций. Оставаясь один на один с природой, он всеми фибрами своей души понимал, ощущал её жизнь и умел выявить всё это в единственно возможном сплаве красок. Так появились прекрасные этюды мастера конца 1910-х, 1920—30-х годов — «Подворье родителей художника в Скадовске», «Гостиная. Интерьер», «На пароме через Днепр», «Вечереет», «Возле пристани», «Лодки на воде», «Яхты на причале. Скадовск», «Морской пейзаж» и другие[2]. Он был одним из первых создателей произведений живописи и графики отражающих советскую тему, и принадлежал к художникам старшего поколения (А. А. Шовкуненко, П. Г. Волокидин, К. Д. Трохименко), воспитанникам русской (до революционной) художественной школы, которые получили хорошее академическое образование (в Императорской Академии художеств), внесли большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства и вынесли на своих плечах важнейшее дело воспитания молодого поколения украинских художников[4]. За многолетний плодотворный труд и за большой вклад в развитие украинского советского изобразительного искусства Ивану Николаевичу Шульге в 1946 г. было присвоено почётное звание — заслуженный деятель искусств Украинской ССР.
Шульга, Иван Николаевич.