Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Эвальд ильенков сайт, эвальд ильенков смерть, эвальд ильенков алкоголик, эвальд ильенков видео

(перенаправлено с «Эвальд Ильенков»)
Перейти к: навигация, поиск
Эвальд Васильевич Ильенков

Э. В. Ильенков
Дата рождения:

18 февраля 1924

Место рождения:

Смоленск, РСФСР, СССР

Дата смерти:

21 марта 1979 (55 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР СССР

Школа/традиция:

Марксизм

Направление:

Европейская философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Диалектическая логика, Теория познания

Значительные идеи:

Космология духа, Диалектика идеального, Диалектическая логика

Оказавшие влияние:

Платон, Спиноза, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин, Выготский

Испытавшие влияние:

Василий Давыдов, Валерий Коваленко, Лев Науменко, Сергей Мареев

Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979) — советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики.

Биография

Родился в семье писателя, лауреата Сталинской премии В. П. Ильенкова.

В 1941 году окончил московскую среднюю школу № 170. В сентябре 1941 года поступил на философский факультет МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского.

В августе 1942 года был призван в Красную Армию и направлен в Одесское артиллерийское училище им. М. В. Фрунзе в городе Сухой Лог Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны командовал артиллерийским расчетом на Западном фронте, с боями дошёл до Берлина, где, как рассказывал, поклонился могиле Гегеля[источник не указан 19 дней].

В 1950 году окончил философский факультет МГУ и остался в аспирантуре на кафедре истории марксистско-ленинской философии. В 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“», повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии.

Около двух лет Ильенков преподавал в МГУ, а в 1955 году вместе со своим другом В. И. Коровиковым был уволен. Причиной послужили их совместные тезисы о предмете философии как науки. Молодые преподаватели утверждали, что философия — это наука о мышлении, о его законах и категориях. Реальный мир философия изучает в той мере, в какой он находит своё идеальное выражение в человеческой мысли. Философия представляет собой рефлексию мышления, выражающую логику его собственных действий. Бывший в то время заведующим Отделом науки ЦК КПСС А. М. Румянцев критически оценил это восходящее к Канту и Гегелю понимание предмета философии. В ходе проверки, как отмечалось в итоговом документе специальной комиссии, было выяснено, что «у части студентов и аспирантов имеется стремление уйти от насущных практических задач в область „чистой науки“, „чистого мышления“, оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет»[1]. После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК КПСС взгляды Ильенкова были определены как «извращение философии марксизма». Ильенков перешёл в Институт философии АН СССР, где и работал до конца своих дней (до 1961 года — младший, затем — старший научный сотрудник).

В начале 1950-х годов Э. В. Ильенков женился на Ольге Салимовой, работавшей педагогом. В 1965 году за исследование актуальных проблем теории познания учёному была присуждена премия им. Н. Г. Чернышевского[2]. В 1968 году он стал доктором философских наук, защитив диссертацию «К вопросу о природе мышления».

С 1975 года и до конца жизни Ильенков руководил научным семинаром на психологическом факультете МГУ по приглашению декана А. Н. Леонтьева.

Умер Ильенков 21 марта 1979 года. Считается, что он покончил жизнь самоубийством[3]. Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].

Научный путь

В работе «Космология духа» Ильенков дал чёткий ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии во Вселенной и, жертвуя собой, осуществить возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ.

Книга Ильенкова о методе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении была закончена в середине 1950-х годов. Как и «Космология духа», в полном объёме на русском языке книга увидела свет лишь много лет спустя после смерти автора. Урезанная более чем наполовину и с иным заглавием — «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса», — она была напечатана в 1960 году, годом позже в полном объёме издана на итальянском, а затем и на многих других языках мира.

Суть развиваемого Ильенковым логического метода заключалась в том, как теоретическое мышление прослеживает процесс формирования предмета, начиная с простейшей, самой абстрактной формы его бытия и заканчивая наиболее развитыми и конкретными его формами. Энергию этому историческому процессу всегда сообщает особое противоречие, кроющееся в субстанции данного предмета (в данном предмете как причины или совокупности причин существования самого себя в наиболее обобщенном, или наиболее конкретном, виде). Всякая новая форма, принимаемая предметом, возникает в качестве средства разрешения этого противоречия непосредственно в точке столкновения характеризующих его бытие противоположных сторон, или «моментов» проявления его субстанции. Истина есть не что иное, как противоречие, взятое в том виде, в каком оно разрешается самим предметом рассмотрения не только в сознании, но и в объективной реальности, это сознание предполагающей) , а диалектическая логика — это учение о формировании и бытии метода конкретного разрешения реальных противоречий.

С конца 1950-х годов Ильенков принимал участие в проекте издания «Философской энциклопедии». Во время работы над вторым томом он курировал раздел диалектического материализма. В этом томе появились сразу семь его статей; в их числе была и знаменитая статья «Идеальное», которая вызвала полемику, длящуюся уже без малого полвека. Категорию идеального — в разных её ипостасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в её собственно логической форме — Ильенков исследовал в течение всей своей жизни.

Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по крайней мере, двумя разными вещами, одна из которых представляет сущность другой как форма человеческой деятельности. Чтобы выражение сущности вещи было идеальным, материалом для него должно стать общественно значимое тело другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» этой другой вещи, чтобы та сделала ее своим символом. Так, дипломат не только реально, но и символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова — значение разных вещей в культуре. Идеальное есть представление в ином и через иное, притом так или иначе это представление, соответствующее сути дела, и представление это, являясь частью общественного производства человеческой жизни, тем самым производится как таковое не мозгом, хотя и посредством мозга. Телом идеального является любая созданная человеком вещь, опосредствующая отношения между людьми, а тем самым берущая на себя необходимые для этого, в том числе символические, функции. Сознание и воля действуют в этой связи как формы идеального освоения человеком мира культуры.

Итог своим исследованиям Ильенков подвёл в рукописи «Диалектика идеального». Однако автору не довелось увидеть её напечатанной на родном языке (незадолго до смерти Ильенкова вышла сокращённая почти вдвое и исправленная редактором англоязычная версия работы).

Педагогическая деятельность

Ильенков написал ряд работ, в которых обосновывал, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. Его (совместно с А. И. Мещеряковым) ученик, слепоглухой А. В. Суворов, сумел закончить психологический факультет МГУ и впоследствии защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

С 1991 года его учениками проводятся ежегодные Ильенковские чтения[5].

Основные работы

  • К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
  • Космология духа
  • Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса
  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
  • Об идолах и идеалах
  • Диалектика идеального
  • Учитесь мыслить смолоду
  • Философия и культура
  • Диалектическая логика. Очерки истории и теории
  • Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М.: Политиздат, 1980.
  • Школа должна учить мыслить

См. также

Примечания

  1. Об итогах проверки философского факультета МГУ (апрель 1955 года)
  2. Статья на сайте философского факультета МГУ
  3. «Средоточие боли»
  4. Могила Э. В. Ильенкова на Новодевичьем кладбище
  5. Конференции

Литература

  • Bakhurst, D. Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Modern European Philosophy Series. Cambridge: Cambridge University Press, 1991
  • Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач — Выготский — Ильенков. — М.: Культурная революция, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-250-06035-6
  • Мареев С. Н. Ильенков. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 112 с. — («Философы XX века» — «Отечественная философия»). — ISBN 5-241-00570-6
  • Лобастов Г. В. Философия Э. В. Ильенкова // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — С. 169—175.
  • Майданский А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы // Вопросы философии. — 2002. — № 8. — С. 163—173.
  • Ильенков и социализм. — М.: Диалектика и культура, 2002. — 250 с.
  • Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях. — М.: РГГУ, 2004. — 308 с. — ISBN 5-9290-00573
  • Науменко Л. К. Эвальд Ильенков и мировая философия // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С. 132—144.
  • Evald IIyenkov’s Philosophy Revisted. Proceedings of the Ilyenkov simposium in Helsinki 7th-8th September 1999. Edited by Vesa Oittinen. Helsinki: Kikimora Publications, 2000, 372 pp. ISBN 951-45-9263-8.
  • Майданский А. Д. Понятие истины в диалектической логике Ильенкова // Свободная мысль. — 2009. — № 8. — С. 169—178.
  • Логос. — 2009. — № 1: Ильенков.
  • Ильенков Эвальд Васильевич // Новая российская энциклопедия. Т. 6, ч. II. — М.: Инфра-М, 2009. — С. 276—277.
  • Майданский А. Д. История и общественные идеалы // Вопросы философии. — 2010. — № 2. — С. 127—133.

Ссылки

  • Тексты работ Ильенкова, его фотографии, материалы о жизни и творчестве философа.
  • Биографическая статья об Ильенкове на Sovetika.ru.
  • Илья Смирнов о книге Эвальда Ильенкова «Об идолах и идеалах».
  • Ильенков и революция в психологии — Статья Александра Сурмавы об Э. В. Ильенкове и его месте в истории психологии.
  • Статья биолога А. А. Малиновского «Некоторые возражения Э. В. Ильенкову и А. И. Мещерякову».
  • Письма красноармейца Э. Ильенкова к возлюбленной с фронта.
  • Враг народа Ильенков?

Эвальд ильенков сайт, эвальд ильенков смерть, эвальд ильенков алкоголик, эвальд ильенков видео.

Операторов теория, Файл:Die Gartenlaube (1880) b 721.jpg, Категория:XX век в США.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93