На рубеже XIX и начале XX веков Воронежу принадлежало 3827⅓ десятин земли, из коих под городом было до 800 десятин, а почти всё остальное под лесом. Домов было свыше 5500, из них более половины каменных. Жителей насчитывалось 61 053, в том числе женщин 28 360. Число родившихся в 1890 году достигло 2 281, число умерших — 1 998 обоих полов.[1]
В конце XIX-го века городские доходы составляли 309 385 рублей, запасный городской капитал — 3 175 рублей. Городских расходов было в 1890 году 312 627 рублей 28 копеек. За городом числился долг государственному банку в сумме 1 010 831 рублей. В это время в Воронеже было 47 фабрик и заводов. В 1862 году торговые обороты Воронежа превышали ещё 3 500 000 рублей [1].
Содержание |
Нахождение города недалеко от точки слияния судоходных рек Воронежа с Доном способствовало развитию в Воронеже торговли, которая к середине XVII века достигла больших размеров. Позже появились новые города на юге Московского государства. Они получили право беспошлинной торговли и безоброчного шинкования. Это лишило Воронежа привилегий и нанесло сильный удар городской торговле.
К 1777 году в Воронеже было 13 салотопенных заводов, 13 суконных фабрик, 6 заводов (кожевенный, свечной, сахарный и др.[2].
На рубеже XIX и начале XX веков Воронежу принадлежало 3827⅓ десятин земли, из коих под городом было до 800 десятин, а почти всё остальное под лесом.
В конце XIX-го века городские доходы составляли 309 385 рублей, запасный городской капитал — 3 175 рублей. Городских расходов было в 1890 году 312 627 рублей 28 копеек. За городом числился долг государственному банку в сумме 1 010 831 рублей. В это время в Воронеже было 47 фабрик и заводов. В 1862 году торговые обороты Воронежа превышали ещё 3 500 000 рублей.[1]
Согласно основным показателям социально-экономического развития городского округа город Воронеж за первый квартал 2009 года [3] отгрузка товаров и услуг по крупным и средним предприятиям составила 16 761,6 млн рублей. Объём продукции собственного производства, отгружённой крупными и средними организациями обрабатывающих производств, составил 65.3 миллиарда рублей, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды −15.5 миллиардов рублей. Доходы города в 2009 году составили 12,5 млрд рублей, а расходы — 13,3 млрд рублей[4]
Строящиеся центры различного назначения:
Крупнейшие предприятия городского округа, осуществляющие промышленные виды деятельности:
26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6 впоследствии получивших в народе и среди советских войск прозвище «Катюша».[9]
Отрасли | Предприятия | |
---|---|---|
Машиностроение и металлообработка | Воронежское акционерное самолётостроительное общество | Воронежстальмост | Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна | Рудгормаш | Тяжмехпресс | Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана | Воронежский тепловозоремонтный завод им. Дзержинского | Воронежский механический завод | КБХА (Конструкторское Бюро Химавтоматики) |Воронежский алюминиевый завод | Колокололитейный завод Анисимова[10] | |
Пищевая промышленность | Молочный комбинат «Воронежский» | Воронежский завод плавленых сыров «Янтарь» | Воронежская кондитерская фабрика | Воронежские дрожжи | Пивоваренный завод «Балтика-Воронеж» | Воронежская хлебная база | Воронежский мукомольный комбинат | Хлебокомбинат «Золотой колос» [11] | Группа Компаний «Маслопродукт» [12][13]| «Хлебозавод № 5» [14] | Воронежский птицекомбинат | |
Химическая промышленность | «Воронежсинтезкаучук» | «Амтел-Черноземье» | «Воронежский керамический завод» | Воронежский стеклотарный завод | «Верофарм» | Воронежский мыловаренный завод «Финист-Мыловар» | Воронеж-ПЛАСТ |Технопроект Синтез | |
Электронная промышленность | «Концерн „Созвездие“» | |
Деревообработка | Холдинговая компания «Мебель Черноземья» | Мебельная компания «Ангстрем» | | |
Производство музыкальных инструментов | Воронежская фабрика музыкальных инструментов АККО[15] |
Завод «Тяжмехпресс» 20 августа 2010 года на заводе «Тяжмехпресс» был впервые в мире создан кривошипный горячештамповочный пресс усилием 14 000 тонносил модели КБ 8552[16]. Масса штампуемых деталей — до 210 кг. В марте 2011 года ОАО «Тяжмехпресс» подписан контракт на поставку горячештамповочного пресса усилием 16 500 тонносил в Китайскую Народную Республику.
Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана и Воронежский тепловозоремонтный завод им. Дзержинского являются филиалами ОАО «РЖД». Воронежский вагоноремонтный завод занимается ремонтом пассажирских вагонов всех типов, формированием и ремонтом вагонных колёсных пар, а Воронежский тепловозоремонтный завод — ремонтом тепловозов.
ОАО «Рудгормаш» производит буровое, обогатительное и горно-шахтное оборудование. Предприятие было основано в 1 января 1949 года под названием «Машмет»[17]. Производственная структура предприятия состоит из цехов основного, заготовительного и самостоятельного производства.
ОАО «Тяжмехпресс» производит кузнечно-прессовое оборудование.
Воронежский алюминиевый завод — закрытое акционерное общество, созданное на основе предприятия «Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций» после окончания процедуры его банкротства[18].
Наиболее крупными предприятиями пищевой промышленности являются
Наиболее крупными предприятиями химической промышленности являются
В марте 2001 года в Воронеже создано совместное российско-чешское предприятие ЗАО «Воронеж-ПЛАСТ» для производства полиэтиленовых и полипропиленовых труб[24].
Наиболее крупными предприятиями электронной промышленности являются:
В Воронеже размещены два железнодорожных вокзала на железнодорожных станциях Воронеж I и Воронеж II Курский. Проектируется левобережный транзитный железнодорожный вокзал. На территории Левобережного и Железнодорожного районов железная дорога проходит через тоннель.
В Воронеже большое количество автомобилей — свыше 200 автомобилей/тыс. человек [25].
Через Воронеж проходят автомагистраль М4 «Дон» (по объездной дороге) и трасса А144 регионального значения «Курск-Воронеж-Саратов».[26] Работают два автовокзала и одна автостанция: Центральный автовокзал, Левобережный автовокзал и Юго-западная автостанция.
Аэропорт «Воронеж» находится рядом с селом Чертовицы, в 5 км от города. С 1995 года аэропорт имеет статус «международного»[27] Из него ежедневно осуществляются рейсы на Москву, в другие города России и мира.[28]
В Левобережном районе расположен аэропорт совместного базирования Придача.
Городской транспорт города представлен автобусами, троллейбусами и трамваями. К концу XIX века имелась конно-железная дорога[29], в 1926 появился трамвай, а в 1960 году был запущен троллейбус.
Левый и правый берег водохранилища связывают три автомобильных и один железнодорожный мост. Центральный из автомобильных — Чернавский мост, соединяющий Левобережный район с центром города; оригинальным по конструкции является Северный мост — у него два этажа: первый — для автомобилей, второй — для трамваев; через южную часть водохранилища перекинут Вогрэсовский мост. Так же есть небольшие транспортные мосты через речку Песчанка в Левобережном районе, мосты через ручьи Голубой Дунай и Песчаный Лог. Также имеются пешеходные мосты на Придаченскую дамбу (прогулочный мост и Висячий мост) [30].
Первое уличное освещение в Воронеже появилось в 1804 году, когда воронежский губернатор распорядился, чтобы домовладельцы поставили рядом с принадлежавшими им домами деревянные фонарные столбы со свечными фонарями. Это указание было выполнено лишь частично.[31]. В 1822 году на Большой Дворянской начали создавать первые тротуары, с 1824 года — мостить камнем городские улицы, строить кирпичные стены для предотвращения дальнейшего разрушения уличных спусков[31]. Воду в Воронеж до середины XIX века доставляли водовозы, берущие её из реки Воронеж или из колодцев-журавлей[32]. 18 октября 1869 года на личные средства городского главы Степана Лукьяновича Кряжова[прим. 1] и под его руководством в Воронеже был построен первый водопровод [33]. Водонапорная башня стояла на территории современной площади Ленина.
Расходы бюджета современного города на коммунальные услуги за первые девять месяцев 2009 года составили 383,7 млн рублей[34]:
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами (данные 2009—2011 годов запланированные)[34]:
2 мая 2010 года депутатами была увеличена доходная часть бюджета городского округа город Воронеж на 953 432,372 тыс. рублей[35]. На капитальный ремонт жилищного фонда Воронежа будет потрачено около 700 миллионов рублей, на мероприятия по переселению из ветхого и аварийного жилья — более 200 миллионов рублей. 24 июня 2010 года в здании Воронежской городской Думы были проведены публичные слушания, на котором обсуждался проект муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»[36], в рамках которого будут снесены и реконструированы более 500 домов на ул. 9 Января, проспект Труда, ул. Ленинградская, ул. Солнечная и др.
Одной из серьёзных проблем городского жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение жителей питьевой водой.
Современный Воронеж входит в число городов, в которых вода в водопроводные трубы попадает только из подземных источников, что позволяет предотвратить массовые кишечные заболевания из-за водоснабжения[39]. По данным февраля 2010 года предприятия и жители Воронежа потребляли 500 тысяч кубометров воды в сутки, которые поступают в водопровод из 245 скважин городских водоподъёмных станций. Тем не менее на протяжении последних десятилетий, начиная с 1970-х годов (время начала массового строительства многоэтажных домов) в некоторых микрорайонах города (Северный, Юго-Западный и др.) существует проблема нехватки воды, поэтому холодное и горячее водоснабжение во многих домах осуществляется по графику: с 6.00 до 12.00 и с 17.00 до 23.00. В дни государственных праздников, в выходные дни, часто производится круглосуточное водоснабжение в данных районах. В феврале 2010 года глава областной администрации Воронежской области Алексей Гордеев заявил, что график подачи воды в Воронеже будет отменён к 2011 году[39].
В рамках программы «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж»[36] сносятся и реконструируются более 500 домов на ул. 9 Января, проспект Труда, ул. Ленинградская, ул. Солнечная и др.
В октябре 2010 года старший помощник прокурора области Михаил Николаевич Усов сообщил, что была проведена прокурорская проверка деятельности управляющих компаний[40][41]:
В результате были выявлены многочисленные нарушения жилищного законодательства, а против руководителей управляющей компании ОАО «Управляющая компания Левобережного района» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), которое стало первым уголовным делом против управляющей компании в истории города.
<ref>
; для сносок .D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.BF.D1.80.D0.B8.D1.8F.D1.82.D0.B8.D0.B5
не указан текстПортал «Воронеж» | |
Экономика Воронежа.