Я, Робот |
|
I, Robot | |
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Переводчик: |
Алексей Иорданский |
Издатель: |
Gnome Press |
ISBN: |
978-84-350-3482-1 |
Цикл: | |
Следующая: |
Совершенный робот |
«Я, Робот» (англ. I, Robot) — сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова, опубликованный в 1950 году американским издательством «Gnome Press» и оказавший большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. В данном сборнике впервые были сформулированы Три закона роботехники.
Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки. Впервые переведён на русский язык и издан в 1964 году (переводчик Алексей Иорданский)[1].
К началу 1949 года у Айзека Азимова накопилось достаточно материала для издания отдельного сборника о роботах. В марте 1949 года он начал отбирать рассказы и придумал общую идею. Тогда у Азимова родилось рабочее название цикла «Mind and Iron» («Разум и Железо»). Марти Гринберг из издательства Gnome Press, готовивший издание сборника, предложил взять название у рассказа «I, Robot» («Я, робот») американского писателя фантаста Эандо Биндера (1939), который по смыслу никак не был связан с произведениями Азимова.[3]
Рассказы о роботах и роботехнике, концепция законов приобрели большую популярность и стали основой для целой последующей серии произведений Азимова, включающей романы «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Роботы зари», «Роботы и Империя» и других рассказов, включённых в более поздние сборники.
Повествование сборника построено в форме интервью с доктором Сьюзен Келвин в 2057 году, в котором она делится воспоминаниями о своей работе на должности штатного робопсихолога мирового лидера в производстве позитронных роботов корпорации U.S. Robots and Mechanical Men, Inc..
Общая идея объединяющая рассказы сборника это разрешение проблем связанных с роботами, которые можно отнести к столкновению железной логики законов робототехники и человеческого фактора.
Помимо Сьюзен общие для цикла герои:
Время действия: первая половина XXI века.
Во вселенной роботов, незадолго до рождения Сьюзен Келвин, (1982 год) закончилась мировая война, был изобретён гипердвигатель и позитронный мозг, которые в конце XX века позволили начать колонизацию Солнечной системы. В 2002 году Альфредом Лэннингом был изобретён первый движущийся и разговаривающий робот.
Место действия большинства рассказов: планеты Солнечной системы. Согласно законам всякая эксплуатация роботов была разрешена только за пределами Земли. И действительно в суровых условиях других планет и астероидов, деятельность роботов была особенно оправдана…
Критики отмечают, что образ робота в мировой фантастике в значительной степени сформирован такими произведениями как : пьеса «R.U.R.» Карела Чапека, где собственно и появилось впервые слово робот, и рассказами Айзека Азимова.
Впервые появившись в фантастике примерно в 1920-х годах роботы сразу вышли из под контроля человека и начали бунтовать. В противоположность этому строгая логика и технократический подход Азимова сделали робота продуктом конвейерной технологии и предсказуемым помощником человека. В Законах роботехники есть свои уязвимости, что заставило впоследствии Азимова их доработать и пересмотреть. Однако законченная концепция поведения робота и понятие робопсихологии значительно повлияла на авторов, которые писали в этом жанре научной фантастики.[4]
Рассказы Азимова оказали значительное влияние на культуру, науку и производство.
Рассказы из сборника послужили основой для телевизионных постановок:
Фильм «Я, робот» (2004) хотя и базируется на идеях сборника и законах роботехники, сюжетно ближе к роману Азимова «Стальные пещеры» и рассказу «Робот, который видел сны».
В настоящее время оригинальный текст Азимова местами выглядит устарело. Так, например, герои разрабатывают позитронных роботов при помощи логарифмических линеек[9]:
Вы стоите лицом к лицу с загадочным позитронным мозгом, который, по словам этих гениев с логарифмическими линейками, должен работать так-то и так-то.
Я, робот Айзека Азимова | |
---|---|
«Робби» · «Хоровод» · «Логика» · «Как поймать кролика» · «Лжец!» · «Как потерялся робот» · «Выход из положения» · «Улики» · «Разрешимое противоречие» |
Произведения Айзека Азимова | ||
---|---|---|
Я, робот | ||
Элайдж Бейли | ||
Транторианская империя | ||
Основание (Фонд) |
||
Разное | ||
Библиография Айзека Азимова |
Я, робот.