Dota — поджанр стратегий в реальном времени (RTS) в компьютерных играх, выделяющийся схожестью с DotA — картой для Warcraft III[1], являющейся гибридом RTS и RPG. Главной задачей в играх этого жанра является уничтожение главного здания вражеской команды с помощью героев, управляемых игроками, и юнитов, управляемых компьютером. Для обозначения этого жанра часто используются термины Action real-time strategy (Action RTS) и Multiplayer Online Battle Arena (MOBA). Жанр берёт свое начало с карты для StarCraft под названием Aeon of Strife.[2]
Содержание |
Для обозначения жанра Dota также используются термины AoS style games, DotA style games, DotA based games, Dota games, DotA clones, DotA-Likes, Action Real-time strategy games и Action RTS games[3] Riot Games используют свой собственный термин для этого жанра — Multiplayer Online Battle Arena (MOBA), в то время как в Valve предпочитают вариант Action Real-Time Strategy.[4]
Ранним предшественником DotA была игра 1989 года Herzog Zwei, которая может считаться прародителем современного жанра стратегии в реальном времени. Главные отличия этой игры от DotA заключались в том, что в Herzog Zwei можно было управлять всеми боевыми единицами, а не только одним героем.[5] В интервью для Gamasutra Марк ДеФорест, CEO S2 Games, заметил, что «Надо отдать должное DotA, но до появления LoL и HoN это был всего лишь мод».[6]
Особенности жанра Dota прослеживались и в более ранних модах типа карты Aeon of Strife для StarCraft[7], но окончательно сформировала этот жанр в том виде, в котором он сейчас есть, пользовательская карта для Warcraft III — Defense of the Ancients[8][9].
На BlizzCon 2010 компания Blizzard официально анонсировала свою игру в жанре Dota — Blizzard DOTA.[10][11][12][13] Крис Сигати, главный продюсер StarCraft II, в интервью заявил, что Blizzard DOTA «игра в жанре Dota, которая даёт вам возможность увидеть некоторых из сделанных нами героев, в том числе и из других игр. Там будут не только герои из SC2, мы работаем над героями из Diablo, Warcraft и StarCraft, и все они будут сражаться друг с другом».[14]
Demigod — компьютерная игра, разработанная Gas Powered Games — была первой независимой игрой в жанре Dota.[15][16] Затем появилась игра League of Legends от Riot Games.[17][18] В мае 2010 года S2 Games выпустила игру Heroes of Newerth.[19][20] В октябре 2010 года Aeria Games выпустила игру Realm of the Titans.[21][22] 13 октября 2010 года Valve Corporation анонсировала свой дебютный проект в этом жанре — сиквел к DotA под названием Dota 2.[23][24] В феврале 2011 года Petroglyph Games анонсировала free-to-play игру Rise of Immortals, которая стала доступна для игры в Steam 29 сентября 2011.[25] В апреле 2011 года Hi-Rez Studios анонсировала Smite.[26]
Хотя большинство выпущенных в жанре Dota игр используют изометрическую проекцию, мод Uber Entertainment’s Crossfire к игре Monday Night Combat сделан в жанре шутера от третьего лица.[27]
Обычно в игре участвуют две команды по пять человек, реже по 3 или 4 игрока. Каждый игрок управляет одним юнитом, который называется героем. Герой может получать опыт для повышения своего уровня, зарабатывать золото, покупать и собирать предметы, которые усиливают его. Каждый игрок постоянно получает небольшое количество золота от своей базы, а также зарабатывает небольшие порции золота за убийство вражеских существ и большие — за убийство героев. Команды рассредотачиваются по линиям, на которых происходит борьба с вражескими героями и волнами крипов под управлением компьютера, которые регулярно появляются на базах команд.[28] Стандартные элементы стратегий в реальном времени по типу развития базы, добычи ресурсов и наёма войск в игре отсутствуют.[29]
Игры жанра Dota отличаются следующими элементами:
Игрок управляет одним сильным юнитом, который называется героем. Когда герой убивает вражеского юнита, он получает очки опыта. Накопив определенное количество опыта, герой получает повышение уровня, что улучшает его боевые характеристики и позволяет изучить или улучшить умения. Когда герой умирает, он некоторое время находится в режиме возрождения, которое увеличивается с уровнем героя, после чего появляется на своей базе с полным здоровьем. Герои зарабатывают деньги за убийство вражеских войск, героев и уничтожение вражеских зданий. На заработанные деньги герой может купить предметы, которые усиливают его.[30]
Крипы (англ. creeps) — это боевые единицы, которыми управляет компьютер. Крипы появляются на базах игроков через определенные промежутки времени и двигаются по специальным линиям к базе противника, сражаясь со всеми встречными врагами. При уничтожении зданий на вражеской базе союзные крипы становятся сильнее.[31]
Специальные защитные сооружения, которые ведут сильный дистанционный огонь по вражеским войскам, которые оказались вблизи. На каждой линии расположено по несколько башен. Игрокам для дальнейшего продвижения по линии необходимо последовательно уничтожать эти башни, чтобы иметь возможность атаковать строения на вражеской базе.[32]
На базе каждой из враждующих сторон расположено главное здание. Цель игры каждой из команд заключается в уничтожении вражеского главного здания, что приводит к окончанию игры. Помимо главного здания на базе расположены другие строения, уничтожение которых делает сильнее союзных крипов.[33]
Жанры компьютерных игр | |
---|---|
Action |
Стелс-экшен • 3D-шутер (FPS • TPS) • Shoot 'em up • Тактический шутер • MMOFPS • Платформер • Файтинг • Beat 'em up • Слешер |
RPG |
Тактическая • Японская • Action • Hack and slash • MMORPG • Roguelike • ZPG |
Стратегия |
Пошаговая (Глобальная • Артиллерия) • В реальном времени (Немецкой школы • Tower Defense • Dota) • Варгейм |
Квест | |
Симулятор |
Авто- (Симрейсинг • Гонки на выживание) • Авиа- • Железной дороги • Космический • Мото- • Танковый • Ме́ха • Подводных лодок • Бога • Жизни • Cвиданий • Градостроительный • Спортивный • Спортивный менеджер • Экономический |
Другие |
Dota (жанр).