Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Hawker siddeley trident 2, hawker siddeley trident 2e, hawker siddeley trident и ту-154, hawker siddeley trident катастрофы

D.H.121/HS 121 Trident
Trident 1 G-ARPC на авиасалоне Фарнборо, 1962
Тип пассажирский самолёт
Разработчик de Havilland
Производитель Hawker Siddeley
Главный конструктор C. T. Wilkins
Первый полёт 9 января 1962
Начало эксплуатации 11 марта 1964
Конец эксплуатации 1990е
Основные эксплуатанты British Airways
CAAC
Cyprus Airways
Единиц произведено 117
 Изображения на Викискладе

Hawker Siddeley HS 121 TridentТрайдент» ;другое обозначение D.H.121) — британский реактивный авиалайнер для линий малой и средней протяженности. Разработан предприятием «Де Хэвиленд», серийно производился предприятием «Хокер-Сиддли» в середине 1960-х — начале 1970-х. Выпуск составил 117 самолетов в пяти модификациях. Самолет был оборудован весьма передовой для своего времени авионикой и стал первым авиалайнером, способным выполнить полностью автоматическую посадку (с 1965 года в оценочном режиме, а с 1966 — и на регулярных рейсах). Следующий лайнер («Локхид Тристар») был допущен к автоматическим посадкам только к середине 70-х годов.

Основными эксплуатантами самолета были авиакомпании «British European Airways», «British Airways», «CAAC», «Cyprus Airways». Самолет был выведен из эксплуатации на линиях «Бритиш Эйруэйз» в начале - середине 1980-х. В Китае самолеты «Трайдент» авиакомпании «Эйр Чайна» эксплуатировались до 1990-х годов.

Содержание

Разработка

В июле 1956 года, авиакомпания «British European Airways» объявила конкурс на разработку ближне- и средне­магист­раль­но­го реактивного пассажирского авиалайнера второго поколения. К самолету предъявлялись следующие требования: скорость 975–990 км/ч, пассажировместимость 70 человек при дальности порядка 1600 км и масса около 46 т; самолет должен был иметь возможность эксплуатации с ВПП длиной 1800 м и иметь больше двух двигателей.

Прототип D.H.121, предложенный компанией «de Havilland», был выбран «British European Airways» как победитель конкурса в феврале 1958 года. Прототип имел три двигателя (каждый со своей автономной гидравлической системой), что удовлетворяло требованиям конкурса, пассажировместимость 111–140 человек, и дальность до 3330 км.

Впоследствии, однако, по ряду причин (в основном маркетингового плана), заказчик изменил свои требования в сторону уменьшения потребных характеристик самолета. Окончательный вариант самолета получил пассажировместимость 75–90 человек, дальность до 1500 км, массу 48 тонн. В таком виде 24 августа 1959 года, 24 первых экземпляра машины были заказаны компанией «British European Airways». Название «Трайдент» (трезубец) было обнародовано на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1960 г. и отражало трёх­двига­тель­ную конфигурацию самолета и гидравлическую систему с тройным резервированием.

Произошедшее в конце 1950-х годов укрупнение и слияние ведущих британских авиастроительных компаний привело, в частности, к поглощению «de Havilland» компанией «Hawker Siddeley». В серийном выпуске самолету было присвоено обозначение «Hawker Siddeley HS 121 Trident».

Конструкция самолета

Самолет «Trident» был выполнен по схеме цельно­метал­ли­чес­ко­го низкоплана со стреловидным (35°) крылом, и тремя двигателями «Rolls-Royce Spey» в задней части фюзеляжа (два из них по бокам фюзеляжа, третий — в хвостовой части с воздушным питанием от S-образного воздуховода с заборником у киля). В одной из модификаций устанавливался дополнительный четвёртый двигатель (бустер) с отдельным воздухо­забор­ни­ком.

Кабина Trident 2E: на штурвалах — оранжевые таблички «Triplex autoland fitted» (система автоматической посадки), в центре — подвижная карта
Trident 3B (G-AWZK).

Самолет был одним из самых быстрых дозвуковых авиалайнеров, регулярно выполняя рейсы с крейсерской скоростью 965 км/ч. Допустимая скорость снижения в штатных условиях была установлена в 23 м/с; при необходимости аварийного снижения имелась редкая для коммерческих самолетов возможность включать реверс тяги в воздухе (модель 1С) - и использовать реверс (на полной его мощности) вплоть до касания и полной остановки самолета на полосе, что значительно сокращало пробег.

Приборное оборудование самолета было весьма совершенным для своего времени и включало в себя систему автоматической («слепой») посадки. Система обладала возможностью автоматического управления самолетом на всех стадиях посадки (подход к ВПП, выравнивание, касание, уход с полосы на рулежную дорожку). Первая посадка в таком режиме была выполнена 10 июня 1965 года, а первая такая посадка в условиях нулевой видимости на регулярном пассажирском рейсе — 4 ноября 1966 года.

Возможность слепой посадки была особено важна в Великобритании, где в аэропортах часты туманы. С появлением самолетов «Trident» аэропорты, оборудованные системой ILS, получили возможность принимать эти самолеты независимо от видимости в аэропорту.

Среди других нововведений в приборном оборудовании, на самолете (в кабине пилотов) была установлена подвижная карта, на которой отображалась трасса полета и текущее положение самолёта (вычисляемое из данных курса полета и показаний допплеровской навигационной системы).

Эксплуатация

Гражданские эксплуатанты

 Шри-Ланка (Цейлон)
 КНР
 Кипр
 Ирак
 Кувейт
 Пакистан
UK
British Airways Trident, 1980-е
 Заир
  • Air Charter Service of Zaire

Военные эксплуатанты

 КНР
 Пакистан

Основные производственные серии

Trident 1C - первая серия для British European Airways, построено 24

Trident 1E - модель с увеличенной пассажировместимостью, улучшенными двигателями, были установлены предкрылки. Построено 15.

Trident 2E - аналогична модели 1Е, с установленной системой автоматической посадки Triplex, построено 50

Trident 3B - удлинённый вариант 2Е, с дополнительным двигателем 1 RB.162, построено 26

Super Trident 3B - с увеличенной на 692 км дальностью, построено 2

Летно-технические характеристики (модификация 2Е)

  • Экипаж: 3
  • Пассажировместимость: 115
  • Длина: 35 м
  • Размах крыльев 28,9 м
  • Высота: 8,3 м
  • Масса пустого: 33 475 кг
  • Максимальная взлетная масса: 64 636 кг
  • Силовая установка: 3 × Rolls-Royce RB.163-25 Spey 512, тяга 53,1 Кн каждый
  • Крейсерская скорость: 959 км/ч
  • Дальность: 4345 км
  • Практический потолок: до 11 000 м.

Похожие самолеты

Источники

  • Green, William. The Observer's Book of Aircraft. London: Frederick Warne & Co. Ltd., 1976. ISBN 0-7232-1553-7.
  • Jackson, A.J. British Civil Aircraft since 1919, Volume 2. London: Putnam, 1973. ISBN 0-370-10107-X.
  • Jerram, Michael and Cliff Barnet. Illustrated International Aircraft Guide 6: General Aviation. London: Phoebus Publishing Co., 1981. No ISBN.
  • Munson, Kenneth. Civil Airliners since 1946. London: Blandford Press, 1967.
  • Taylor, Michael J.H., ed. Janes's Encyclopedia of Aviation, Vol. 2. Danbury, Connecticut: Grolier Educational Corporation, 1980. ISBN 0-7106-0710-5.
  • Varley, Helen, ed. The Air Traveller's Handbook: The Complete Guide to Air Travel, Airplanes and Airports. London: Fireside Book, 1998. ISBN 0-671-24393-8.
  • Winchester, Jim, ed. "Hawker Siddeley Trident." Civil Aircraft. Kent, UK: The Grange, 2004. ISBN 1-84013-642-1.

Ссылки

  • The Trident Preservation Society

Hawker siddeley trident 2, hawker siddeley trident 2e, hawker siddeley trident и ту-154, hawker siddeley trident катастрофы.

Основная теорема теории Галуа, Вакар, Платон, Категория:Незавершённые статьи по географии Омана.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93