Constellation Super Constellation C-69 / C-121 | |
---|---|
Lockheed Super Constellation | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Lockheed |
Первый полёт | 9 января 1943 |
Начало эксплуатации | 1943 (ВВС США) 1945 (коммерческая) |
Конец эксплуатации | 1967 (коммерческая) 1978 (военная) |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | ВВС США Trans World Airlines Pan American Air France |
Годы производства | 1943-1958 |
Единиц произведено | 856 |
Изображения на Викискладе |
Lockheed Constellation (англ. Constellation — «созвездие») — дальнемагистральный авиалайнер США. Разработан и производился предприятием Lockheed в 1943—1958 г. во многих модификациях (гражданские и военные варианты). Выпущено 856 самолётов.
Содержание |
С 1937 компания Lockheed работала над проектом пассажирского самолёта L-044 Excalibur- четырёхмоторной машины с герметичной кабиной. В 1939 авикомпания Trans World Airlines, крупным держателем активов которой был авиаконструктор и бизнесмен Говард Хьюз, выдала предложение на разработку 40- местного пассажирского авиалайнера с трансконтинентальной дальностью полёта- порядка 5630 км. В том же году Lockheed начал проектные работы по новому самолёту: главными конструкторами были назанчены Kelly Johnson и Hall Hibbard. Первый полёт прототипа Lockheed Model 49 «Constellation» выполнен в январе 1943 г. Характеристики самолёта — максимальная скорость 550 км/ч и потолок 7300 м были весьма высоки для пассажирских самолётов того времени.
Самолёт, изначально проектировавшийся как гражданский авиалайнер, был запущен в серийное производство как военно-транспортный самолёт под обозначением C-69 Constellation. Армия США заказала 202 машины, из них к окончанию войны было построено и сдано заказчику 22. Самолеты ограниченно использовались для транспортировки грузов и войск, одна машина (C-69C (L-549)- для перевозки военого руководства.
В послевоенные годы Lockheed Constellation получил широкое распространение на гражданских авиалиниях. Авиакомпания TWA получила первый самолёт в октябре 1945. Первый опытный трансатлантический рейс Вашингтон — Париж с посадками в аэропортах Gander (Канада, Ньюфаундленд) и Shannon (Ирландия) был выполнен 3 декабря 1945.
Регулярные пассажирские трансатлантические рейсы на маршруте Нью-Йорк — Париж были начаты компанией Trans World Airlines 6 февраля 1946. 17 июня 1947 авиакомпания Pan American World Airways открыла первый регулярный кругосветный авиарейс (выполнен самолётом L749 Clipper America). Этот рейс (Pan Am 1) регулярно совершался в течение почти 40 лет.
Самолёт предоставлял пассажирам значительный комфорт по сравнению с предыдущими моделями пассажирских лайнеров. Достаточно высокая для тех времен скорость, относительно доступные цены на авиабилеты, дальность полёта сделали авиалайнер популярной машиной у авиаперевозчиков (и пассажиров). Самолеты Constellation эксплуатировались такими авиалиниями как TWA, Eastern Air Lines, Pan American World Airways, Air France, BOAC, KLM, Qantas, Lufthansa, Iberia Airlines, Panair do Brasil, TAP Portugal, Trans-Canada Airlines (позже Air Canada), Aer Lingus и VARIG.
На самолёте Lockheed Constellation установлено несколько рекордов. Так, 17 апреля 1944 самолет первой производственной серии (L049), пилотируемый Говардом Хьюзом и президентом TWA Jack Frye, совершил рейс из Burbank, Калифорния в Вашингтон за 6 часов 57 минут со средней скоростью по маршруту 532.5 км/ч.
29 Сентября 1957 самолет L-1649A Starliner (значительно усовершенствованный вариант Constellation) перелетел из Лос-Анджелеса в Лондон за 18 часов 32 минуты со средней скоростью по маршруту 470.6 км/ч. Самолету L-1649A принадлежит мировой рекорд продолжительности пассажирского беспосадочного рейса: 1-2 октября 1957 борт TWA совершил рейс из Лондона в Сан-Франциско за 23 часа 19 минут. Средняя скорость на маршруте длиной 8610 км составила 369.2 км/ч.
Появление на авиалиниях первых реактивных пассажирских самолётов, таких как de Havilland Comet, Boeing 707, Douglas DC-8 и Convair 880 в 1950-х практически решило судьбу Constellation. Новые машины были несравненно быстрее и комфортабельнее, технически совершеннее чем спроектированный в начале 1940-х поршневой авиалайнер. Самолет был быстро вытеснен с трансконтинентальных и трансатлантических авиалиний и переведен на внутренние авиарейсы. Последний регулярный пассажирский полёт в США был выполнен авиакомпанией TWA (борт L749) 11 мая 1967 по маршруту Филадельфия- Канзас-Сити. Однако эксплуатация машин в грузовом варианте и на нерегулярных перевозках продолжалась ещё несколько лет.
Значительную роль в прекращении эксплуатации сыграла и высокая стоимость самолёта. Фюзеляж сложной формы и переменного сечения был дороже в производстве, чем более простые по профилю фюзеляжи новых реактивных машин. Поршневые двигатели были сложнее в эксплуатации и обслуживании, имели меньший ресурс и надёжность чем турбореактивные.
L-049
Построено: 88 L-049, 14 L-649 и 131 L-749, включая конверсии ранних моделей и военные версии.
L-1049 Super Constellation
Удлинённая на 5,59 м модификация пассажировместимостью до 109 человек с квадратными иллюминаторами. Все L-1049C и более поздние модели имели турбокомпаундные двигатели. Некоторые поздние модификации имели опциональные топливные баки на законцовках крыла. Первый полёт 14 июля 1951. Всего построено 579 самолётов, включая военные модификации.
L-1649 Starliner
Последняя модель Lockheed Constellation. Дальнемагистральный авиалайнер спроектированный, чтобы конкурировать с Douglas DC-7C. Обтекатель метеорологического радара увеличил длину самолёта на 0,78 м по сравнению с L-1049. Увеличенная дальность полёта - до 11080 км. Первый полёт — 16 октября 1956. Серийный выпуск с 1956 по 1958. Построено 44 самолёта, включая прототип.
C-69 — основная модификация для армии США, транспортный самолёт. C-121 — серия для ВВС и ВМС США (в свою очередь- более 30 вариантов самолёта, включая транспортные, морские разведчики, самолёты ДРЛО и РЭБ (EC-121 Warning Star).
Самолёты компании Lockheed Martin | |
---|---|
Истребители | P-38 Lightning • F-80 Shooting Star • F-94 Starfire • F-104 Starfighter • F-22 Raptor • F-35 Lightning II |
Ударные | F-117 Nighthawk |
Военно-транспортные | C-130 Hercules • C-141 Starlifter • C-5 Galaxy |
Разведывательные | P-38 Lightning • U-2 • SR-71 |
Пассажирские | Vega • Model 18 Lodestar • L-188 Electra • L-1011 TriStar • Lockheed Constellation |
Тяжеловооруженные | AC-130 Spectre |
Общего назначения | Model 10 Electra • Model 12 Electra Junior |
Учебно-тренировочные | T-33 Shooting Star |
Патрульные | P-3 Orion |
Lockheed constellation цена, lockheed constellation pakistan, lockheed constellation википедия.